Древняя Греция. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии. 5 класс. История Древнего мира.

Древняя Греция. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии. 5 класс. История Древнего мира.

Комментарии преподавателя

1. Пирей – главный морской порт

Греко-персидские войны, завершившиеся в 449 г. до н.э., привели к обогащению греческих городов, участвовавших в войне и, в первую очередь, Афин. Персам было запрещено выводить свой флот в Эгейское море, а поскольку других соперников у греков не было, то морская торговля вновь стала развиваться. Центром греческой морской торговли стала Аттика, куда свозились товары со всего Эгейского моря.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/90/Piraeus_1837.JPG/320px-Piraeus_1837.JPGК середине V в. до н.э. главным морским портом Афинского полиса стал Пирей, расположенный на юго-западе Аттики. Пирей с Афинами соединяла дорога, протяженностью 5-6 км., с обеих сторон обнесенная защитными сооружениями, называемыми «Длинные стены», построенными на случай неожиданного нападения. Сам город имел выгодное географическое положение. Он располагался на небольшом полуострове, связанный с материком узким перешейком, который обороняли войска. Все это обеспечивало Афинам защиту от неожиданного нападения как с суши, так и с моря.

 

В порту находилось три гавани: две военные и одна торговая. Военные гавани имели узкие входы, которые запирались натянутыми железными цепями или канатами. Со стороны суши военные гавани были обнесены стенами, препятствующие не только проникновению посторонних, но и защищавшими от вражеских соглядатаев. По законам Афинского полиса лишь граждане, то есть люди, чья благонадежность не вызывала сомнения, так как их родители тоже являлись гражданами, имели право служить на военных кораблях. В порту располагалось 400 военных кораблей, называемых триерами. У каждой триеры было свое закрепленное место. В портовых складах хранились необходимые для починки кораблей материалы: паруса, канаты, весла, якорные цепи. В гаванях без устали трудились пришедшие сюда из разных областей Аттики бедняки. Они выполняли обязанности гребцов и матросов, трудились на верфях, участвуя в починке старых кораблей и постройке новых. Нередко в гаванях появлялись и богатые афиняне – земледельцы и торговцы, каждый из которых по законам Афинского полиса обязан был за собственный счет построить и снарядить боевой корабль.

2. Главный ходовой товар – рабы

Самая большая гавань Пирея стала центром торговли. Сюда прибывали корабли из отдаленных колоний, из Египта и Карфагена, а также других областей Африки. В Пиреи доставлялись ткани и ковры, слоновья кость, рыба, зерно и, конечно, рабы. Пришедшее в порт торговое судно встречали афинские должностные лица, в чью обязанность входило получить с купца пошлину – денежный сбор, позволявший торговать в Афинах. Завершив удачную торговлю, купцы закупали местные товары: оливковое масло, вино, изделия ремесленников (глиняные сосуды, статуи, браслеты и серебряные кубки). Некоторые купцы, видя, как бойко идет торговля, переселялись в Афины. Таких купцов называли метеками, что в переводе с греческого обозначает «переселенец». В отличие от афинских граждан метеки платили в афинскую казну особый налог, предоставлявший им право проживать в городе.

http://www.uchportal.ru/_ld/269/79962785.pngВ результате развития торговли было принято решение о постройке рядом с гаванями города Пирей. Он был построен под руководством греческого архитектора Гипподама Милетского. План города считался для того времени очень передовым: улицы были широкими и длинными и пересекались под прямым углом. На территории города находились харчевни и постоялые дворы, в которых приезжие могли отдохнуть после путешествия. Метеки владели собственными домами. Жители и гости города имели возможность посещать театр, а всем необходимым в быту торговали на рыночной площади.

 

 

Одним из самых ходовых товаров как в Афинах, так и во всей Греции являлись рабы. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен или купленные жителями колоний у местного населения, а также моряки, с захваченных пиратами кораблей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, при сборе урожая и в серебряных рудниках. Цены на рабов устанавливались в зависимости от их возраста, профессиональных навыков и физического здоровья. Так, например, погонщик ослов стоил 140 серебряных монет, называемых драхма. Раб для работы в рудниках 180 драхм, ювелирных дел мастер – 360 драхм. Известно также, что бык стоил 50 драхм, а свинья – 3 драхмы. При этом афинская семья тратила на еду полдрахмы в день.

3. Итоги урока

Подведем итоги урока:

1)  в V в. до н.э. Афинское государство превратилось в центр международной морской торговли;

2)  главным портом Аттики стал город Пирей, куда свозились товары из многих стран;

3)  самым ходовым товаром стали рабы.

 

К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.
 

Использованные источники:  

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/V-gavanyakh-afinskogo-porta-Pirey

Файлы