8 класс. Литература. Комедия Д. Фонвизина «Недоросль»
8 класс. Литература. Комедия Д. Фонвизина «Недоросль»
Комментарии преподавателя
В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.
Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
В последнюю треть XVIII века Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Был получен выход в Чёрное море, возникли города: Одесса, Николаев, Севастополь.
Это было время расцвета крепостничества и помещичьего произвола. Крестьяне превратились в полную собственность помещика, власть которого в его имении стала безгранична. Такое положение привело к обострению классовой борьбы. Наивысшая точка этой борьбы – крестьянская война под предводительством Пугачева.
После его подавления в стране ещё больше усилилась правительственная реакция, проводились мероприятия против всего передового, прогрессивного.
Обострение классовых противоречий содействовало развитию передовой общественной мысли. Растёт и крепнет передовая литература, обличающая чиновников-взяточников, вельмож, жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Открываются школы, развивается образование. Образуются научные и литературные общества.-
Системный оператор
Прошлое надсистемы. Эпоха Петра I - реформы во всех областях; развитие образования, науки, просвещения. Вводятся европейские обычаи; победа в Северной войне. |
Надсистема. Эпоха Екатерины II. – развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи. Но в то же время правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права. Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя. |
Будущее надсистемы. Общество XIX век. Пореформенная эпоха – 1812 г. – победа, подъём патриотического духа, 1825 г. – стремление декабристов изменить общество. 1861 г. – отмена крепостного права. Реформы Александра II. Время, прогрессивное для России. |
Прошлое системы. Отец. Робкий, безвольный, слабохарактерный, ограниченный человек. |
Система. Дворянин, ему 16 лет; семья. |
Будущее системы. Идёт служить на низкую должность. Он не может справляться со своими обязанностями. Не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином. |
Прошлое подсистемы. Митрофана воспитывали грубым, хитрым, невежественным, эгоистичным. Мать воспитывала сына на биологическом уровне: нет духовного и нравственного воспитани. |
Подсистема. Никого не любит. Живет для себя, хитёр, увёртлив, жесток, сильно избалован, эгоистичен. Шантажирует мать, предаёт её. Хоче просто жить, не утруждая себя ни в чём. |
Будущее подсистемы. Т.к. он ничего не умеет, бесполезный человек, он становится забитым, а потом выплёскивает злость на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он ещё хуже матери и не хочет меняться. |
Кто есть истинный гражданин?
У кого-то есть талант
Землю засевать,
У кого-то есть талант
Книги создавать.
Кто-то трудится в земле,
В темных дырах шахт.
Ну а кто-то день и ночь
Не сменяет вахт.
Кто-то служит на границе,
Сторожит покой.
Кто-то лечит, кто-то строит, -
Вот закон простой.
Вот они, на ком земля
Держится подчас.
Истинными гражданами
Называем вас.
Источники
Исhttp://www.youtube.com/watch?v=0vSOF37JRkM
https://www.youtube.com/watch?v=YlMA5qt6prc
https://www.youtube.com/watch?v=z4YDwSLUGFs
http://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_russkoy_literature_na_temu_problema_vospitaniya_istinnogo_grazhdanina_v_komedii-6485.htm
http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-dlya-klassa-komediya-difonvizina-ne.html