6 класс. Биология. Растения
6 класс. Биология. Растения
Комментарии преподавателя
1. Вступление
Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.
Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых – низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.
Рис. 1.
Что же такое растение
Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все водоросли включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.
У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука – ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.
Эукариоты – организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.
Прокариоты – бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).
Рис. 2.
Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.
Рис. 3.
Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.
Признаки растений:
- Неподвижность
- Постоянный рост
- Неспособность поглощать пищевые частицы
2. Разнообразие растений
Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).
Рис. 4.
Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.
Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).
Рис. 5.
Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).
Рис. 6.
Хищные растения
Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почках. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.
Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.
Рис. 7.
3. Где встречаются растения
Практически в любом месте земного шара можно найти разнообразные растения. Они растут в океанах, озерах, болотах, горах и даже пустынях. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике.
Культурные растения сопровождают человека везде – в полях, огородах, садах и жилищах (Рис. 8).
Рис. 8.
4. Значение растений в природе
Существование животного мира было бы невозможно без растений. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера и почва. Они служат домом для животных, пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники.
5. Значение растений в жизни человека
Люди используют растения как строительный материал, топливо и др. Из древесины делают бумагу (Рис. 9).
Рис. 9.
Каменный уголь и торф – ископаемые остатки растений (Рис. 10).
Рис. 10.
Древние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения (Рис. 11). С переходом к оседлому образу жизни, они постепенно стали выращивать различные культуры.
Рис. 11. Древние люди
Это привело к необходимости изучения условий для обработки земли, наиболее продуктивного выращивания различных растений. Сейчас ученые разрабатывают растения, устойчивые к различным патогенным факторам. Это позволит прокормить растущее население Земли.
Сохранить и воссоздать условия, благоприятные для жизни растений – одна из основных задач человечества.
Для этого необходим высокий уровень биологических и ботанических знаний.
Покрытосеменные
Покрытосеменные растения имеют огромное значение в сельском хозяйстве. Наиболее важны в жизни человека пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, сорго, кукуруза, картофель, батат, ямс.
Широко используются бобовые растения: бобы, горох, нут, чечевица.
Сахароносные растения – сахарная свекла, сахарный тростник. Масличные – соя, арахис, подсолнух и др.
Тонизирующие растения – чай, кофе, какао. Животноводство базируется на различных кормовых растениях.
Волокнистые растения – лен, конопля, хлопчатник.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/raznoobrazie-rastenij/rasteniya?seconds=0&chapter_id=74
источник видео- http://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=OlMRbYdLxQs
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=lmRiBysIyHI
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=rghV46RvFNM
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=91atyhEyvZU
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=z00NVJgN7yE
источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/znachenie-rastenijj-v-prirode-i-zhizni-cheloveka.html