8 класс. Литература. Л.Н. Толстой «После бала»
8 класс. Литература. Л.Н. Толстой «После бала»
Комментарии преподавателя
Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже хорошо известно.
- Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят третьем году;
- Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе ; был путешественником, и педагогом, и общественным деятелем, и философом;
- Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса);
- Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал;
- Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле;
- У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков.
Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым , если рядом с тобой много горя и страданий;
- На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству;
- Вся его жизнь – это и есть служение человечеству. Толстой в многочисленных статьях и художественных произведениях борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие и деспотизм власти, протестует против совершающихся войн, называя войну «самым ужасным злодеянием , какое только может совершить человек»;
- Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.
Ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.
На балу |
После бала |
|
Краски, цветовая гамма |
Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. |
Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. |
Описание внешности главного героя эпизода |
Варенька Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. |
Солдат Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал : «Братцы, помилосердуйте» |
Звуки, характер музыки |
Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. |
Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов. |
Психологическое состояние рассказчика |
1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро; 2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них; 3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее); 4)Бесконечно счастлив.
|
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. |
Описание полковника |
Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. |
Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте |
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=X2IH4H-Hjho
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/28/urok-po-literature-8-klass-lt-tolstoy-posle-bala
http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-l-n-tolstoy-posle-bala-klass.html
http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-4239
http://easyen.ru/load/literatura/8_klass/l_n_tolstoj_posle_bala/155-1-0-19029