8 класс. Литература. А. П. Чехов. Рассказы «Человек в футляре» и
8 класс. Литература. А. П. Чехов. Рассказы «Человек в футляре» и
Комментарии преподавателя
Объект наблюдения |
Рабочие материалы, опорные (ключевые) слова |
Изобр.-выраз. средства, приёмы |
1.Портрет |
Калоши, зонтик, теплое пальто на вате, фуфайка, поднятый воротник, темные очки на бледном, маленьком лице… |
Гипербола, сравнение, повтор |
2. Речь |
Говорил он со сладким выражением…Антропос!», «…запрещено – и баста» (косв.речь). Говорил тихо: «…все это прекрасно, да как бы чего не вышло». |
Повтор (рефрен), канцеляризмы |
3.Интересы, привычки |
Древние языки, всегда «выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»; «ложась спать, укрывался с головой»; «странное обыкновение – ходить по нашим квартирам». |
Ирония, гипербола, алогизм |
4.Поступки |
Старался запрятать свою мысль в футляр. «Угнетал своею осторожностью, «своими вздохами, нытьём … давил нас всех, и мы уступали». Держал в руках гимназию и город целых 15 лет». |
Гипербола, парадокс
|
5.Чувства |
Тревога, отвращение (от настоящего), уныние (отступление от правил); страх, «боялся, как бы чего не вышло», опасение по поводу женитьбы; «…ах, как бы чего не вышло» - испуг, чувство безысходности: |
Гипербола, алогизм, парадокс |
6. Отношение других героев |
«давил нас всех, и мы уступали»; «стали бояться всего», подчинились, терпели. Варенька – «первая женщина, которая отнеслась к нему ласково, сердечно». Коваленко возненавидел Беликова: Буркин: «Мне даже жалко его стало», Коваленко: «Я не люблю фискалов». Варенька на похоронах всплакнула. «…хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие» |
Сравнение, антитеза, алогизм, парадокс |
Вывод: С помощью различных приемов (повтора, антитезы, сравнения) Чехов создаёт психологический портрет и социальный тип героя – «человека в футляре», через определённые детали, отношение других героев к Беликову автор выражает своё отношение к герою: он безобразен и жалок. Гипербола – одна из форм эмоционально-образного восприятия мира, она заостряет наше внимание, усиливает эмоции, подчёркивает значимость изображаемого. В силу своей необычности и парадоксальное, алогичное привлекает внимание.
ИСТОЧНИКИ
http://www.myshared.ru/slide/472374/#
http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-rasskaz-a-pchehova-chelovek-v-futly.html
http://900igr.net/zip/literatura/Kryzhovnik-CHekhov.html
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00074501184864260149