8 класс. Литература. А. П. Чехов. Рассказы «Человек в футляре» и

8 класс. Литература. А. П. Чехов. Рассказы «Человек в футляре» и

Комментарии преподавателя

- «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»  (А.П.Чехов)

«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», - написал о нем А.М.Горький. В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились? («Каштанка», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Ванька», «Спать хочется»)

«Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле», - считал сам писатель. И он не мог обойти стороной трагизм мелочей жизни и так беспощадно правдиво нарисовал позорную и тоскливую картину жизни людей. В этом мы убедимся, когда познакомимся с «маленькой трилогией» о футлярных людях, которых М.Горький очень точно охарактеризовал: это люди, «проглядевшие свою жизнь». 

Рассказ «О любви».

«Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность», - сказал о Чехове И.А.Бунин. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа. Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.

А.П.Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» - писал Чехов.

Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого  и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.

Само течение жизни  в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви»

Главные герои рассказа 

Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании. 

(Алехин, умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, обра­зованный, знающий языки, имеющий наклонность к «кабинетной работе», к науке, к искусству, к комфорту, - спит в сенях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением, живет в полном одиночестве, ску­чает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.)

(И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония - отсутствие согласия, соответствия, разлад). Дисгармонична не только жизнь Алехи­на, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним ка­чествам».)
(Картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, ко­торую ведут герои. Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду), -все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах особую окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состоя­ние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставля­ет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гор­дости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась крот­кой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью -этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».)

(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/8-klass/biz-literatury-xix-vb/a-p-chehov-rasskaz-o-lyubvi?seconds=0&chapter_id=762

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/07/22/apchekhov-rasskaz-o-lyubvi-kak-istoriya-ob-upushchennom-schaste

Файлы