6 класс. Биология. Корень. Видоизменения корня
6 класс. Биология. Корень. Видоизменения корня
Комментарии преподавателя
Вступление
Ризоиды (см. Рис. 1) – корнеподобные органы, служащие для прикрепления к субстрату. Они характерны для водорослей, мхов, заростков папоротника.
Рис. 1. Ризоиды (выделены желтым)
Происхождение корня
Тело первых наземных растений не было разделено на органы, оно состояло из ответвлений. Одни из них поднимались вверх – фотосинтезировали, другие прижимались к почве – поглощали воду и минеральные вещества. Далее некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням. Эта эволюция сопровождались изменением тканевого строения ответвлений. Образование корней позволило растениям занимать более сухие места обитания и образовывать высокие вертикальные побеги.
Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган растения. Обладает возможностью неограниченного роста в длину. Нет листьев, почек, хлоропластов. Рассмотрим функции корня.
Функции корня
Корни всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Закрепляют и удерживают растение в почве. Втягивающие корни убирают луковицу глубже в почву на период покоя. Запасание питательных веществ (морковь) (см. Рис. 2).
Рис. 2. Корни моркови
Корни способны вступать в симбиоз с другими организмами. Корни бобовых состоят в симбиозе с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями (см. Рис. 3)
Рис. 3. Бактериальные клубеньки
Микориза – сожительство корней высших растений с гифами грибов.
Корни синтезируют биологические активные вещества, влияющие на жизнедеятельность всего растения.
У осины, сливы, вишни корни участвуют в вегетативном размножении.
Видоизмененные воздушные корни безлистных орхидей (см. Рис. 4) способны к фотосинтезу.
Рис. 4. Безлистная орхидея
Корни-зацепки (см. Рис. 5) необходимы для прикрепления вьющихся растений к опоре.
Рис. 5. Корни-зацепки
Ходульные корни (см. Рис. 6) выполняют роль опоры.
Рис. 6. Ходульные корни
Дыхательные корни проводят кислород к тканям растений, обитающих в болотистой местности
Виды корней
В зависимости от расположения по отношению к стеблю (см. Рис. 7):
Рис. 7
Виды корней по расположению к стеблю
- Главный – развивается первым из зародышевого корешка
- Придаточный – корни, образовавшиеся на стеблях или на жилках листьев
- Боковые – отходят от главного и придаточного корней
Виды корней, по отношению к субстрату, к которому они крепятся
- Подземные – частично или полностью находятся в почве (большинство высших растений)
- Водные (плавающие) – плавают в толще воды, никогда не достигают дна водоема (ряска)
- Воздушные – расположены в воздухе, не достигают почвы (тропические орхидеи)
- Гаустории (корни-присоски) – с их помощью растения-паразиты всасывают питательные вещества из организма растения-хозяина (омела)
Образование корней
У комнатных растений (герани, традесканции и колеуса) легко развиваются придаточные корни. Попробуйте сами укоренить черенки этих растений. Срежьте по нескольку боковых побегов с 4-5 листьями. Удалите 2 нижних листа. Поставьте черенки в воду. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После их появления пересадите растения в маленькие горшочки с питательной почвой.
Прорастите семена редиса, гороха или фасоли, зерновки пшеницы. Они понадобятся на следующем уроке.
Корневая система – совокупность всех корней одного растения. По происхождению существуют мочковатая, стержневая и смешанная корневые системы.
Мочковатая корневая система (см. Рис. 8) – корневая система, где главный корень не имеет явного преобладания либо отсутствует. Состоит из придаточных и боковых корней. Характерно для однодольных растений: пшеницы, лука, банана, орхидеи.
Рис. 8. Мочковатая корневая система
Стержневая корневая система (см. Рис. 9) – тип корневой системы, где ярко выражен главный корень по толщине, длине, вертикальному направлению роста.
Рис. 9. Стержневая корневая система (Источник)
Смешанная корневая система – имеет хорошо развитый главный корень и множество дополнительных корней в нижней части стебля (капуста, помидоры).
По характеру распределения корней в почве выделяют следующие корневые системы:
- Поверхностную – корни размещаются близко к поверхности земли (тюльпан)
- Глубинную – корни развиваются вглубь (верблюжья колючка, саксаул)
- Универсальную – корни равномерно разрастаются вглубь и в ширину (пшеница, картофель)
Окучивание – присыпание нижней части стеблей землей.
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ciX-NLw70X8
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=P8n9rkAQFzc
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=BbraKb7R9X0
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=kkWUSl05hKw
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ix8o4R5kmgw
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=lTV7hzkZZXI
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=8LPPApkC5kI
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ANA8Qqu5y7U
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Faq4p0KG8_0
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=M1YNkYtMC18
исчтоник конспекта -- http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bstroenie-pokrytosemennyh-rastenijb/koren
источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/389292/