5 класс. Русский язык. Знаки препинания при прямой речи. Диалог
5 класс. Русский язык. Знаки препинания при прямой речи. Диалог
Комментарии преподавателя
Что такое прямая речь?
В этом уроке разберем один из способов передачи чужой речи.
Рассмотрим варианты расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Итак, предположим, встретившись с приятелем, Вы спешите поделиться с ним последними новостями, в частности, разговором с общим другом. У Вас есть возможность передать слова этого друга дословно, используя предложения с прямой речью.
Например:
Петр сказал мне: «Завтра соберемся у меня дома и все обсудим».
Таким образом, прямая речь – это чья-либо речь, переданная без изменений от лица того, кто ее произнес.
Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи. Например, в предложении
Врач сказал мне: «Теперь ты должен соблюдать постельный режим и строгую диету» слова автора – врач сказал мне, а прямая речь – теперь ты должен соблюдать постельный режим и строгую диету.
В словах автора часто используются такие глаголы, как: сказал, сообщил, рассказал, закричал, охнул, испугался, прошептал и т.п.
Знаки препинания при прямой речи
Прямая речь заключается в кавычки и начинается с большой буквы, как любое самостоятельное предложение.
Между прямой речью и словами автора ставится двоеточие, если слова автора находятся перед прямой речью, или тире, если слова автора стоят после прямой речи. В последнем случае слова автора пишутся с маленькой буквы.
Сравните:
«Ты почему опоздал?» – спросил меня учитель.
И:
Учитель спросил меня: «Почему ты опоздал?»
После прямой речи, как после самостоятельного предложения, ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации (точка, вопросительный или восклицательный знак).
Например:
Капитан скомандовал: «Стройся!»
Или:
Ваня спросил: «Во сколько завтра мне прийти?»
Он позвонил и предупредил: «Я скоро зайду».
Однако если прямая речь – повествовательное предложение и стоит перед словами автора, то вместо точки в конце прямой речи ставится запятая.
Например:
«Много времени это не займет», – заверил меня специалист.
Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. На границе предложений с прямой речью ставятся необходимые по интонации и цели высказывания знаки препинания.
Например:
«Сашеньку видела! – говорила она сыну. – Кланяется тебе». (М. Горький)
Или:
«Иван Игнатьич, – сказал он, – одобряет нашу мировую». (А. Пушкин)
Схемы предложений с прямой речью
Предложения с прямой речью можно изобразить схематически.
Слова автора принято изображать так: А, или так: а.
Прямую речь показывают на схеме так: П.
Кроме того, на схеме изображаются и кавычки, в которые заключается прямая речь, и знаки препинания, с помощью которых она отделяется от слов автора.
Посмотрите, как будут выглядеть схемы следующих предложений:
Женя помолчала и опять спросила: «Оля, а кто такой Тимур?» (А. Гайдар)
А: «П?»
«Гляди, плачет!» – раздалось за кустами. (Б. Полевой)
«П!» – а.
«Его можно приручить, – думала она, – и это будет интересная дружба».
(Н. Островский)
«П, – а, – п».
Вывод.
- Прямая речь – это способ передачи слов кого-либо без изменений, от первого лица.
- Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.
- Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
- Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие.
- Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставится тире.
- Слова автора могут располагаться внутри прямой речи. В этом случае все предложение помещается в кавычки, а слова автора с двух сторон отделяются тире.
- Внутри предложений ставятся необходимые по интонации и цели высказывания знаки препинания.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=kNevfT7pvD4
http://www.youtube.com/watch?v=KoFKdzdxYnU
http://www.youtube.com/watch?v=zx4-ugyjKF4
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/04/konspekt-raznourovnevogo-modulnogo-uroka-na-temu-pryamaya
http://www.youtube.com/watch?v=keN4m2akuII