5 класс. Русский язык. Фонетика. Графика. Орфография

5 класс. Русский язык. Фонетика. Графика. Орфография

Комментарии преподавателя

Фонетика – наука, изучающая звуки

В этом уроке поговорим о звуках речи и разделе языкознания, изучающем их.

Нам известно, что речь человека очень разнообразна. Она может быть письменной и устной, яркой и выразительной или монотонной и неинтересной. Изучает язык целая наука, которая называется языкознанием. У языкознания есть разделы, занимающиеся отдельными аспектами языка. Это как в медицине: ортопед осуществляет лечение заболеваний позвоночника и суставов, офтальмолог – болезней глаз, педиатр помогает маленьким пациентам. Но любого из этих специалистов можно назвать просто – врач. Так и в языкознании: синтаксис, например, изучает предложение и словосочетание, орфография – правильное написание слов. А вот звуки изучает фонетика. Слово это происходит от греческого «фо́не», что значит «звук».

Наш язык – это звуковой язык. Звук является самой маленькой единицей речи в языке. Давным-давно, когда далекие предки человека только учились общаться  друг с другом, когда о письменности даже и не задумывались, начала зарождаться речь. Сначала это было только ворчание, мычание и угуканье, сопровождаемое жестами. Потом звуки стали более четкими, обозначающими конкретные предметы, действия и даже чувства. Так, постепенно появились слова. Слова могут состоять из одного  звука.

Например, «в» – предлог, «и» – союз. Но в современном русском языке таких слов очень немного. Большинство слов состоят из сочетаний звуков. Например: лес, дом, снегопад, праздник.

Звук – единица языка

Не стоит путать такие понятия, как звук и буква. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.

Часто буква обозначает какой-либо звук: буква П обозначает звук [п]. В некоторых случаях буква может обозначать два звука: буква Ю может обозначать звуки [й] и [у]. Некоторые буквы звука не обозначают: например Ь и Ъ, буквы Ы.

В образовании звуков принимают участие определенные органы нашего тела, которые вместе составляют так называемый речевой аппарат.

http://da-med.ru/img/disease/Breathing_system.jpgВзгляните: из легких (1) по дыхательному горлу (2) воздушная струя идет в гортань (3), проходит между голосовыми связками (4) и попадает в ротовую полость (5). Во рту в образовании звуков участвуют язык (6), губы (7), зубы (8) и небная занавеска (9), отделяющая носовую полость (10).

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от того, насколько развиты эти органы, нет ли каких-то травм или патологий, звуки могут получаться правильными (специалисты называют их чистыми зависимости от того, насколько развиты эти органы, нет ли каких-то травм или патологий, звуки могут получаться правильными или неправильными, некрасивыми, трудными для восприятия. Улучшить свою речь можно, если регулярно тренироваться в произношении, например, скороговорок и делать артикуляционную гимнастику.

Все звуки состоят из голоса и шума. Или только из голоса, или только из шума.

Например, звук [а] состоит только из голоса. Воздушная струя свободно проходит через ротовую полость и не встречает препятствий.

Звук [с] состоит только из шума, так как воздух, выходя наружу, встречается с препятствием, в качестве которого выступают язык и зубы. Воздух размыкает их, и образуется шум.

А вот звук [з] образован при помощи и шума, и голоса, потому что в его образовании участвуют голосовые связки, которые дрожат при прохождении сквозь них воздуха. Поэкспериментировав в произношении разных звуков, Вы без труда поймете, что гласные звуки произносятся только при помощи голоса, а согласные состоят из шума или шума и голоса. Кроме того, звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Анализируя слова по буквам и звукам, давая им характеристику, мы выполняем его фонетический разбор. В учебниках и пособиях этот разбор обозначается цифрой 1.

Но для чего же нам нужны все эти знания, ведь звук – это только внешняя оболочка слова, его форма?! Да, это так. Но знание фонетики необходимо для дальнейшего более глубокого изучения языка вообще. Эти знания помогут сделать речь красивее, правильнее, а значит, понятнее.

Прочтем строки известной детской писательницы Агнии Львовны Барто и прислушаемся к своим впечатлениям.

«Скажи погромче слово «гром» –

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат» –

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» –

Тебе послышится ку-ку.

А скажешь слово «листопад» –

И листья падают, летят,

И, словно наяву, ты видишь осень:

И желтый сад, и мокрую листву».

Видите, в самом слове, в звуках его составляющих заключаются краски языка. Не зря литературный прием, при помощи которого поэты добиваются подобного эффекта, называется «звукопись», т.е. усиление звуковой выразительности речи. Как художник пишет картину красками, так поэт использует правильно подобранные звуки для создания стихотворения.

Звуки речи могут повлиять и на значение слова. Например, сравните слова малина и калина. Они отличаются одним единственным звуком – первым, а смысл слова меняется полностью: ягоды получаются совершенно разные!

А еще со звуками можно играть. Какое количество интересных (и полезных!) игр придумано! Например, метаграммы. Это загадки, в которых нужно угадать слово, заменяя один звук другим. Попробуйте отгадать:

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «П» – от вас не утаю –

Тоже в классе я стою.

Теперь подведем итоги:

  1. Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
  2. Звуки могут быть гласными и согласными, твердыми и мягкими, глухими и звонкими.
  3. В образовании звуков принимает участие речевой аппарат.
  4. Звуки могут состоять из шума, голоса или шума и голоса одновременно.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Fonetika.-Zvuk-%E2%80%93-edinitsa-yazyka

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.