5 класс. Русский язык. Фонетика. Графика. Орфография
5 класс. Русский язык. Фонетика. Графика. Орфография
Комментарии преподавателя
Слог
Когда мы говорим, произносим слова, то выдыхаемый при этом воздух вырывается наружу не сплошной струёй, а толчками, порциями.
Попробуйте произнести:
лес, мясо, машина, праздник.
Часто одним толчком выдыхаемого воздуха произносится несколько звуков: но-га, са-хар, по-да-рок. Эти звуки образуют слог.
В русском языке слогообразующими являются гласные, т.к. они более звучные по сравнению с согласными. А согласные как бы притягиваются к гласным. Следовательно, слог может состоять или из одного гласного звука, или из сочетания гласного с согласным (или группой согласных). Поэтому в слове всегда столько слогов, сколько гласных звуков. Например, в слове «парк» один гласный звук, поэтому один слог, в слове «корабль» – два гласных, следовательно, два слога.
Слова, в которых всего один слог, принято называть односложными. Соответственно, слова с двумя слогами – двусложные, с несколькими – многосложные.
Если слог оканчивается на гласный звук, то он называется открытым.
Слог, оканчивающийся на согласный, называется закрытым.
Например:
в слове мо-ло-ко все слоги открытые, а в слове пан-цирь – оба слога закрытые
слово пар-ла-мент имеет один открытый (второй) и два закрытых слога (первый и третий)
В русском языке открытых слогов больше, закрытые чаще всего встречаются в конце слова.
Когда слово состоит из двух или нескольких слогов, то один из них произносится с большей силой, чем другие. Это называется ударением.
Перенос слов по слогам
Существуют правила переноса слов со строки на строку.
Важно! Слова нужно переносить по слогам!
В русском языке для обозначения переноса используется дефис. В старинных, а также иноязычных текстах вы можете встретить такие знаки: /, //, ~ , _.
Нельзя переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.
Например, нельзя: пое–зд.
Надо: по–езд.
Кроме того, нельзя отрывать согласную от следующей за ней гласной.
Например, нельзя: люб–овь.
Надо: лю–бовь.
Нельзя также отрывать буквы Й, Ъ, и Ь от предшествующих им букв.
Например, нельзя: под–ъезд.
Надо: подъ–езд.
При переносе слова нельзя оставлять на строке или переносить на другую одну букву. Даже если эта буква гласная и составляет отдельный слог.
Например, нельзя: о–коло или бель–ё.
Надо: око–ло, бе–льё.
В тех случаях, когда слово начинается с односложной приставки, оканчивающейся на согласную, а далее слово начинается на гласную (кроме Ы), возможны два варианта переноса:
Бе–зумный или без–умный.
Тем не менее, всегда предпочтительнее вариант, когда приставка не разрывается: без–умный.
Если же слово после приставки начинается на букву Ы (например, безымянный), то нельзя перенести на новую строку часть слова, начинающуюся на Ы.
Например, нельзя: без–ымянный.
Надо: бе–зымянный или безы–мянный, или безымян–ный.
При переносе слов с приставками, оканчивающимися на согласную, нельзя переносить часть приставки, если после нее часть слова начинается тоже на согласную.
Например, нельзя: по–дходить.
Надо: под–ходить или подхо–дить.
Не следует оставлять на строке удвоенные согласные.
Например, нельзя: ма–сса.
Надо: мас–са.
Также не следует делить для переноса сложносокращенные слова. Такие, например, как ГУМ, МХАТ и другие.
Краткие итоги урока
Давайте повторим еще раз:
- Слова состоят из слогов. Слог – это один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.
- Слова, состоящие из одного слога, называются односложными.
- В слове столько слогов, сколько гласных букв.
- Слог может состоять из одной гласной буквы или из сочетания гласной и согласной (согласных).
- Со строки на строку слова необходимо переносить по слогам. Но нельзя оставлять одну букву на строке, разрывать буквы Й, Ъ, Ь с предшествующими буквами, переносить часть слова, начинающуюся с буквы Ы, оставлять рядом удвоенные согласные, а также переносить сложносокращенные слова.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Slog.-Perenos-slov-po-slogam
http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Udarenie
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.