5 класс. Русский язык. Фонетика. Графика. Орфография

5 класс. Русский язык. Фонетика. Графика. Орфография

Комментарии преподавателя

Цель – систематизировать, обобщить знания учащихся о безударных гласных в корне слова.

Задачи: 1) обучающая – научить различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова; 2) воспитательная – воспитать усидчивость, самостоятельность, воспитать любовь к родному языку; 3) развивающая – развить навык правописания безударных гласных в корне слова.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.

Место темы данного урока в системе обучения русскому языку: 22-ой урок в модуле по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Межпредметные связи: литература, информатика.

Формирование УУД (универсальных учебных действий): способность понимать текст, ориентироваться в различных источниках информации, готовность к общению, развитие навыков публичного выступления.

Технологии: ИКТ, технологии на основе деятельностного подхода.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система, экран, рабочие тетради учащихся.

Ход урока.

1. Оргмомент – 3 мин. (приветствие учеников, перекличка, объявление темы урока, запись ее в тетради).

2. Этап целеполагания – 2 мин.

Слово учителя: ребята, на прошлых уроках мы с вами довольно успешно изучали правила написания безударных проверяемых гласных в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова, а также чередующие гласные в корнях -рос-, -раст- (-ращ-) и -лаг-, -лог-. Какова же цель сегодняшнего урока? (систематизировать, обобщить наши знания о безударных гласных в корне слова).

3. Этап аналитической деятельности, формулирование решения проблемы – 3 мин.

Слово учителя: изучив теперь в комплексе безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные, с какой проблемой вы столкнулись? (как нам различить, когда у нас работает правило чередующихся гласных в корне слова, когда нам следует искать проверочное слово, а когда следует обратиться к словарю за уточнением написания непроверяемого гласного).

Изучение сводной таблицы по правописанию гласных в корне слова. Слайд 2.

4. Этап решения учебной проблемы. Контроль правильности этого решения.

Слово учителя: ребята, какое у нас есть правило по проверяемым гласным в корне слова, которые оказались в безударном положении? Почему мы, например, в слове дрожать в корне пишем букву о?(нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением, в данном случае – дрожь). Слайд 3 – 2 мин.

Слово учителя: совершенно верно! Давайте теперь закрепим, как у нас это правило работает на практике. Обращаю ваше внимание, что проверочные слова необходимо подбирать с учетом значения слова!

Слайд 4, выполнение первого задания – 7 мин.

 Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют задание по слайду 5. Объявление результатов, ученики самостоятельно пытаются объяснить учителю свои ошибки – 3 мин.

Слайд 6, выполнение второго задания – 10 мин.

Затем учащиеся также обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания по слайду 7. Учитель контролирует количество ошибок в задании, ученики, с помощью учителя, пытаются сами объяснить свои ошибки – 3 мин. Ожидается, что это задание вызовет меньше затруднений, чем при выполнении первого упражнения.

Слово учителя: ну что ж, вы молодцы, с проверяемыми гласными справились. Давайте теперь повторим, в каких случаях у нас чередуется гласная о/а в корне слова, и от чего зависит ее написание? (в корне –рос- перед с пишется о, в корнях –раст-,-ращ- перед ст и щ пишется а. Исключения – росток, отрасль. В корнях –лаг-, -лож- перед г пишется а, перед ж – о). Слайд 8.

Слово учителя: ребята, нужно ли нам подбирать однокоренные слова, если мы видим, например, что здесь корень –лож-? (однокоренные слова в этом случае подбирать не нужно, необходимо применять правило чередующихся гласных в корнях –лож-, -лаг-).

Слово учителя: молодцы! Я думаю, выполнение следующего упражнения не вызовет у вас больших трудностей.

Слайд 9, задание третье – 6 мин.

По истечении времени ученики обмениваются тетрадями и проверяют задание по слайду 10. Объявление результатов учителю, ученики, с помощью учителя, пытаются сами объяснить свои ошибки – 2 мин.

5. Этап рефлексии – 1 мин.

Слово учителя:  определите цель вашей деятельности сегодня на уроке (я учился отличать, когда нужно искать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную, а когда нужно применить правило чередующихся гласных). Какие трудности встречали? Помогла ли сегодняшняя работа справиться с этой задачей быстрее и легче?

6. Этап подведения итогов урока, объяснение домашнего задания – 3 мин.

Слово учителя: дорогие ребята, сегодня на уроке вы проделали большую, кропотливую работу. Но благодаря этой работе вы теперь можете сказать, что стали еще увереннее в своих орфографических навыках.

Объявление оценок за урок. Объяснение домашнего задания: составить карточку-задание с непроверяемыми гласными в корне слова, с последующей карточкой-проверкой (наподобие тех слайдов, которые демонстрировались на уроке). Слова необходимо взять из орфографического словаря. Карточки могут сдаваться как в электронном виде (презентация), так и на бумажных носителях.

Слово учителя: наш урок закончен, спасибо всем за работу.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=Z09PHNwHaqk

http://www.youtube.com/watch?v=DvxuHXkoArs

http://www.myshared.ru/slide/422280/#

http://infourok.ru/-12336.html

Файлы