7 класс. ОБЖ. Переутомление. Режим дня. Работоспособность.
7 класс. ОБЖ. Переутомление. Режим дня. Работоспособность.
Комментарии преподавателя
Один из основополагающих принципов режима — строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Если возникает необходимость перехода к новому режиму, то такой переход должен быть постепенным. Эти требования вызваны тем, что организм привыкает к определенному ритму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных его функций. Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья.
Второй принцип режима заключается в том, что все виды намеченной в нем деятельности должны быть посильными для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечивать полное их восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и распределение суточного бюджета времени (табл. 7).
Бюджет времени — это суммарная продолжительность всех компонентов режима: сна, прогулок на свежем воздухе, учебы, игр и отдыха по собственному выбору, приемов пищи, выполнения требований личной гигиены.
Своевременный подъем, утренняя гимнастика, обязательный горячий завтрак, кратковременная утренняя прогулка перед уроками — необходимые компоненты режима дня (фаза подготовки к учебной деятельности). При этом выполнение утренней гимнастики и прогулка — главные элементы гигиены. Они заряжают центральную нервную систему энергией и бодростью, способствуют хорошему эмоциональному настрою на весь день.
Учебные занятия с каждым годом занимают все большую часть времени в режиме дня. При составлении расписания занятий учитывают умственную работоспособность учащихся, которая утром обычно бывает больше, чем после пяти-шести уроков. Поэтому занятия на уроках чередуют с отдыхом на переменах. Он должен быть активным и включать подвижные игры, музыкальные паузы, физические и гимнастические упражнения.
Для периода после школьных занятий характерны повышенное чувство физической усталости и перевозбуждение центральной нервной системы в связи с перегруженностью информацией. Поэтому организму требуется продолжительный отдых (не менее 2—3 часов) прежде, чем приступать к выполнению домашних заданий на следующий день. В этот период необходимы такие элементы режима дня, как обед, активный отдых и подвижные игры на воздухе, домашний труд, выполнение поручений родителей.
Период самоподготовки должен совпадать с периодом биологической активности (16—18 часов) и по длительности не должен превышать у старшеклассников 3— 3,5 часа. В этот срок уложиться можно, если на уроке внимательно слушать учителя и активно воспринимать излагаемую информацию. Дома останется только уточнить отдельные вопросы и решить задачи на усвоение материала.
Чтобы утомление не развивалось быстро, рабочая поза должна быть удобной: прямое положение тела, грудь не упирается в край стола, плечи развернуты, локти на столе, между туловищем и краем стола должно быть расстояние 3—5 см. Книги и тетради должны находиться на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами.
Чтобы повысить эффективность самоподготовки, придерживайтесь следующих рекомендаций:
• начинать готовить уроки надо с письменных заданий средней трудности, затем переходить к трудным;
• не нужно оставлять трудные задания на конец занятий;
• при выполнении устных заданий целесообразно несколько раз прочитать текст, выделить в нем главное, которое можно в виде плана записать в тетрадь;
• заучивание текста хорошо производить во время ходьбы по комнате;
• заучивать что-либо наизусть (стихотворение) лучше с вечера, а утром повторить;
• во время занятий каждые 20—30 минут нужно устраивать короткий перерыв для отдыха: проделать несколько физических упражнений, а также упражнения для глаз.
Свободное время после выполнения домашних заданий можно проводить по-разному, в зависимости от интересов. Важно, чтобы в нем присутствовал компонент активного действия.
Ложиться спать нужно в 22 часа. Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять не менее 9 часов в сутки.
Быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну способствует нормально прожитый день в школе и дома, соблюдение гигиенических норм поведения (постоянное время отхода ко сну, ужин за 2—3 часа до сна, исключение в вечернее время обильного питья, употребления возбуждающих напитков (чая, кофе), прогулки на свежем воздухе, соблюдение гигиенических условий в помещении (свежий воздух, комфортная температура, чистота, тишина).
При выполнении этих рекомендаций ученик встает утром отдохнувшим, с хорошими настроением и работоспособностью.
ИСТОЧНИКИ
http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_07/obzh_materialy_zanytii_07.html
https://yadi.sk/d/mvtCXvbfZzCtB