5 класс. Русский язык. Морфемика.

5 класс. Русский язык. Морфемика.

Комментарии преподавателя

Цель урока:

  1. Формирование умений выделять в слове корень, подбирать однокоренные слова, правильно их произносить; закрепление умения выделять в слове окончание и основу.                                                                                               
  2.   Совершенствование действия морфемного анализа слов. Развитие речи учащихся устной и письменной.  
  3. Воспитание интереса к своему прошлому, к  «древу жизни», заинтересовать учащихся в познании своих «корней», помочь осознать какое именно место они занимают в «древе жизни» своей семьи.                                                      

ОБОРУДОВАНИЕ:   Презентация,  таблички, памятка «Как определить корень», карточки,  цветок.                     

ХОД  УРОКА:                                

1.Организационный  момент.                                                                              

-Встали  ровненько,  улыбнулись  мне,  друг  другу. Здравствуйте, садитесь.       

2. Сообщение темы.                                                                     

- У нас сегодня в гостях корень слова. Откроем тетради, запишем число.

 3. Актуализация прежних знаний.

- Нам уже известно, что слова могут изменяться. Запишите в тетрадях       изменение слова парта по падежам (ученик выполняет на классной доске).                                       И.п. парта                           В.п. парту                                                                                                      Р.п.  парты                          Т.п. партой                                                                                                             Д.п. парте                           П.п. о парте

- Найдите часть слова, которая изменяется, обозначьте её. Как называется изменяемая часть слова? (Это часть называется окончанием).                                                                        - Для чего служит окончание в предложении? (Окончание служит для связи  слов в предложении).

- Как называется часть слова без окончания?  (Эта часть слова называется основой).                                                                                                                                             - Можно ли понять значение слова, например, парт- без окончания?                                                                                                                                 - Значит, часть слова без окончания можно считать основной для понимания значения слова. Отсюда и название «основа слова».                                                           

 4. Усвоение новых понятий.                                                                                          

- Ребята, сегодня мы узнаем, какая часть входит в основу слова. Сравним основы: лес – лесной. Выделим общую часть. Назовите общую часть.  (Общая часть лес).                                                                                                  - Как называется эта общая часть?                                                                                                - Сравним три рисунка  ( презентация). Что изображено на этих рисунках? (На этих рисунках изображены  деревья).                                                                          

- Рассмотрим каждое из них. (1 рисунок – обычное дерево) Из каких частей состоит дерево? Какие части дерева вам известны?    (  Я вижу на рисунке ветви, ствол, корень.)                                                                                                                  - Какая часть для дерева самая важная?                                                                                                                                     -А почему?   ( Без корня дерево не может расти).                                                                       - Рассмотрим другое дерево, семейное. Кого вы видите?                                                       - Бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок – родные друг другу люди, родственники.

-   Почему людей называют родственниками?     (Они относятся к одному роду).                                                                                        

-  Вот это дерево называется «древом жизни» - “нәсел агачы”, которые показывают нашу родословную – “шәҗәрә”. Авы знаете вашу родословную? К то был вашим дедом, прадедом? Об этои  узнайте  у своих родителей, постараайтесь  составить ваше “древо жизни”.

Словарная  работа.

“древо жизни” – “нәсел агачы”                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

предок – “нәсел башлангычы”

родословная – “шәҗәрә”   

( табличка висит на доске, по ходу беседы провожу словарную работу)

- Ребята, а вот это дерево словообразовательное. ( показываю 3 рисунок дерева- словообразовательное дерево)

- Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.  Общую главную часть родственных слов так  и зовут с тех пор корнем. Из глубого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик. Вот такой  уютный и округлый.

-На ветвях нашего дерева ”растут слова”. Можно ли сказать, что все слова с этого дерева- родственники?

- На нашем дереве назовите общего “предка”, т.е. корень? Ещё раз как назывются слова-родственники?

- Итак, с помощью корня слова  можно понять значение всех однокоренных слов. Мы отметили, что у дерева корень – главная часть, без которой дерево не может жить. А может ли быть слово без корня? (Без корня значение слова понять нельзя).

Итак:   Корень слова – значимая часть.

           Над словами родственными

           Держит власть.

           Выясни умело линию родства-

           Однокоренные подбери слова. (повторяем хором)

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. ( чтение правила учениками  по  учебнику, раздаю памятки)

Значения слов на нашем словообразовательном  дереве вам понятны?

Словарная работа

Толковый словарь русского языка решил вам оказать помощь,  русско-татарский решил не отставать.

Лесистый – заросший лесом – урманлы.

Перелесок – небольшой лес. Отделённый полянами от других лесных участков – сирәк урман.

Подлесок – кустарники и мелкие деревҗя – урман эчендә вак агачлар.

 

Физкультминутка

-А сейчас минутка отдыха.

-Эльвира, пожалуйста.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише.

А деревце всё выше, выше.

А теперь под музыку выполняем движения.

-Отдохнули? Продолжим урок.

5. Формирование умений и навыков.

-Ребята, вы хотите оказаться на игровой поляне? Попасть туда вам поможет цветок, но при одном условии.  Вы должны помочь ему найти  родственников. Вам  нужно подобрать однокоренные слова.

(Варианты ответов: цеток, цветы, цветник, расцветает, зацветает, цветение ...)

-Молодцы! Итак вы на игровой поляне. Цветок вам очень благодарен и хочет с вами поиграть в игру “ Третий лишний” . В каждой   тройке слов одно не родственное. Назовите это слово.

Игра “Третий лишний”.

Желток, железо, жёлтый.

Часовщик, часть, час,

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

Учебник вам тоже приготовил свой сюрприз – упражнение 261

Задание: подберите однокоренные словак словам свет и ученик. Выделите корень.

1 группа – составляет гнездо родственных слов с корнем  -уч-.

2 группа – составляет гнездо родственных слов с корнем   -свет-.

(Варианты ответов с корнем  -уч-: учитель, ученик, учёный, учить, учебный, обучение переучивать, заучивать учительница, завуч, научить, учёба, учительская...                      Варианты  ответов с корнем –свет-: свет, свеча, светлый, светлячок, светло, подсвечник, светить...)

-За окном  зима ... и цветочек приготовил для вас снежную сказку. Давайте  послушаем  ( стихотворение С.Погорельского  “Снежная  сказкка” ) .

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

- Задание:выпишите однокоренные слова (работа по карточкам).

- Молодцы!Цветочку вы очень понравились, он даже решил снова с вами встретиться.

Итак, до новых встреч!

6. Подведение итогов.

- Что такое корень ?Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень?

7.Домашнее задание.

1 группа – придумать  сказку о корне.

2 группа -     упражнение 319 

8.  Оценка деятельности  учащихся.

- Спасибо за урок!

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=8dY9JEzDm0U

http://www.youtube.com/watch?v=cpaBBzbGU2k

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/12/koren-slova

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/05/urok-obobshchenie-v-5-klasse-po-teme-morfemika

http://infourok.ru/-10499.html

http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Koren-slova

http://www.youtube.com/watch?v=luHySg_1LbE

Файлы