5 класс. Русский язык. Морфемика.
5 класс. Русский язык. Морфемика.
Комментарии преподавателя
Цель урока:
- Формирование умений выделять в слове корень, подбирать однокоренные слова, правильно их произносить; закрепление умения выделять в слове окончание и основу.
- Совершенствование действия морфемного анализа слов. Развитие речи учащихся устной и письменной.
- Воспитание интереса к своему прошлому, к «древу жизни», заинтересовать учащихся в познании своих «корней», помочь осознать какое именно место они занимают в «древе жизни» своей семьи.
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация, таблички, памятка «Как определить корень», карточки, цветок.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
-Встали ровненько, улыбнулись мне, друг другу. Здравствуйте, садитесь.
2. Сообщение темы.
- У нас сегодня в гостях корень слова. Откроем тетради, запишем число.
3. Актуализация прежних знаний.
- Нам уже известно, что слова могут изменяться. Запишите в тетрадях изменение слова парта по падежам (ученик выполняет на классной доске). И.п. парта В.п. парту Р.п. парты Т.п. партой Д.п. парте П.п. о парте
- Найдите часть слова, которая изменяется, обозначьте её. Как называется изменяемая часть слова? (Это часть называется окончанием). - Для чего служит окончание в предложении? (Окончание служит для связи слов в предложении).
- Как называется часть слова без окончания? (Эта часть слова называется основой). - Можно ли понять значение слова, например, парт- без окончания? - Значит, часть слова без окончания можно считать основной для понимания значения слова. Отсюда и название «основа слова».
4. Усвоение новых понятий.
- Ребята, сегодня мы узнаем, какая часть входит в основу слова. Сравним основы: лес – лесной. Выделим общую часть. Назовите общую часть. (Общая часть лес). - Как называется эта общая часть? - Сравним три рисунка ( презентация). Что изображено на этих рисунках? (На этих рисунках изображены деревья).
- Рассмотрим каждое из них. (1 рисунок – обычное дерево) Из каких частей состоит дерево? Какие части дерева вам известны? ( Я вижу на рисунке ветви, ствол, корень.) - Какая часть для дерева самая важная? -А почему? ( Без корня дерево не может расти). - Рассмотрим другое дерево, семейное. Кого вы видите? - Бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок – родные друг другу люди, родственники.
- Почему людей называют родственниками? (Они относятся к одному роду).
- Вот это дерево называется «древом жизни» - “нәсел агачы”, которые показывают нашу родословную – “шәҗәрә”. Авы знаете вашу родословную? К то был вашим дедом, прадедом? Об этои узнайте у своих родителей, постараайтесь составить ваше “древо жизни”.
Словарная работа.
“древо жизни” – “нәсел агачы”
предок – “нәсел башлангычы”
родословная – “шәҗәрә”
( табличка висит на доске, по ходу беседы провожу словарную работу)
- Ребята, а вот это дерево словообразовательное. ( показываю 3 рисунок дерева- словообразовательное дерево)
- Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик. Вот такой уютный и округлый.
-На ветвях нашего дерева ”растут слова”. Можно ли сказать, что все слова с этого дерева- родственники?
- На нашем дереве назовите общего “предка”, т.е. корень? Ещё раз как назывются слова-родственники?
- Итак, с помощью корня слова можно понять значение всех однокоренных слов. Мы отметили, что у дерева корень – главная часть, без которой дерево не может жить. А может ли быть слово без корня? (Без корня значение слова понять нельзя).
Итак: Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова. (повторяем хором)
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. ( чтение правила учениками по учебнику, раздаю памятки)
Значения слов на нашем словообразовательном дереве вам понятны?
Словарная работа
Толковый словарь русского языка решил вам оказать помощь, русско-татарский решил не отставать.
Лесистый – заросший лесом – урманлы.
Перелесок – небольшой лес. Отделённый полянами от других лесных участков – сирәк урман.
Подлесок – кустарники и мелкие деревҗя – урман эчендә вак агачлар.
Физкультминутка
-А сейчас минутка отдыха.
-Эльвира, пожалуйста.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише.
А деревце всё выше, выше.
А теперь под музыку выполняем движения.
-Отдохнули? Продолжим урок.
5. Формирование умений и навыков.
-Ребята, вы хотите оказаться на игровой поляне? Попасть туда вам поможет цветок, но при одном условии. Вы должны помочь ему найти родственников. Вам нужно подобрать однокоренные слова.
(Варианты ответов: цеток, цветы, цветник, расцветает, зацветает, цветение ...)
-Молодцы! Итак вы на игровой поляне. Цветок вам очень благодарен и хочет с вами поиграть в игру “ Третий лишний” . В каждой тройке слов одно не родственное. Назовите это слово.
Игра “Третий лишний”.
Желток, железо, жёлтый.
Часовщик, часть, час,
Печурка, печать, печка.
Циркуль, циркач, цирк.
Учебник вам тоже приготовил свой сюрприз – упражнение 261
Задание: подберите однокоренные словак словам свет и ученик. Выделите корень.
1 группа – составляет гнездо родственных слов с корнем -уч-.
2 группа – составляет гнездо родственных слов с корнем -свет-.
(Варианты ответов с корнем -уч-: учитель, ученик, учёный, учить, учебный, обучение переучивать, заучивать учительница, завуч, научить, учёба, учительская... Варианты ответов с корнем –свет-: свет, свеча, светлый, светлячок, светло, подсвечник, светить...)
-За окном зима ... и цветочек приготовил для вас снежную сказку. Давайте послушаем ( стихотворение С.Погорельского “Снежная сказкка” ) .
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
- Задание:выпишите однокоренные слова (работа по карточкам).
- Молодцы!Цветочку вы очень понравились, он даже решил снова с вами встретиться.
Итак, до новых встреч!
6. Подведение итогов.
- Что такое корень ?Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень?
7.Домашнее задание.
1 группа – придумать сказку о корне.
2 группа - упражнение 319
8. Оценка деятельности учащихся.
- Спасибо за урок!
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=8dY9JEzDm0U
http://www.youtube.com/watch?v=cpaBBzbGU2k
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/12/koren-slova
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/05/urok-obobshchenie-v-5-klasse-po-teme-morfemika
http://infourok.ru/-10499.html
http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Koren-slova
http://www.youtube.com/watch?v=luHySg_1LbE