5 класс. Русский язык. Правописание чередующихся гласных в корне слова
5 класс. Русский язык. Правописание чередующихся гласных в корне слова
Комментарии преподавателя
Корни с чередованием
- лаг – лож-, - раст – ращ – рос-
(урок – практикум).
Цели урока: развитие навыка выбора гласной в корнях с чередованием;
воспитание чувства патриотизма, любви к спорту.
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Сегодня мы проводим урок – практикум по теме «Корни с чередованием - лаг – лож-, - раст – ращ – рос-».
Цели нашего урока: овладеть способом выбора букв о-а в корнях - лаг–лож-, научиться распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях - раст – ращ – рос-, научиться обосновывать выбор гласных в этих корнях.
Сегодня на практике мы проверим ваши знания и умения, полученные на предыдущих уроках. А теперь проведем блиц-опрос:
- Что такое чередование звуков?
- Назовите, пожалуйста, какие корни с чередованием вы знаете?
- Какая морфема служит для определения выбора гласной в корне - лаг – лож-?
- В каких случаях происходит чередование о-а в корне - раст–ращ–рос–?
- Назовите слова – исключения из этого правила. (Росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик).
2. РАБОТА НА ДОСКЕ.
Карточка 1.
1)Объяснить графически орфограммы в корне и знаки препинания.
Почвой называют верхний пл…дородный слой земли на котором р…стут р…стения. В борьбе с ра…рушением почвы человеку пом..гает р…стительность4.
Карточка 2.
1)Объяснить графически орфограммы в корне и знаки препинания.
Почву защищ…ют от ра…мывания ра…личные р…стения л…сные п…левые луговые ст…пные. Люди высаж…вают кустарники чтобы не р…сли овраги.
2)Составьте схемы предложений.
3.РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ А-О.
Предположение, приложение, слагаемое, сложение, прилагательное,
изложение; растение, росток, отрасль, поросль, выращенный, ростовщик.
4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕРФОКАРТАМ.
Предлагать предложение положительный располагающий растение вырос излагать росток разложить изложение слагаемое предположение прилагательное выращенный Ростов отрастить приращение растительность располагаться сложение.
5. ДИКТАНТ «НАОБОРОТ».
Сначала записывается диктуемое слово, объясняется орфограмма, затем учащиеся самостоятельно записывают слово с той же орфограммой, но с другим вариантом написания.
Выр…сти, подр…стать, изл…гать, предпол…жить, прор…сли, распол…житься, выр…щивать, р…стить.
6.ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
М…рдовия славит…ся св…ими б…гатыми сп…ртивными тр…дициями. Она выр….стила ч…мпионов р…спублики, страны и мира. Алексей Мишин, выр…сший в нашем город…, прил…жил много сил для победы в Олимпийских играх. Он зав…евал з…лотую медаль.
7 ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА, ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС.
От данных глаголов с помощью суффикса –ени - образуйте существительные.
излагать – (изложение)
предлагать – (предложение)
предполагать – (предположение)
располагать – (расположение)
слагать – (сложение)
прилагать – (приложение)
8. ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛОВИЦУ НАЙДИТЕ В НЕЙ СЛОВО С ИЗУЧАЕМОЙ ОРФОГРАММОЙ. А как вы понимаете её смысл? (Растениям для жизни нужен свет, а людям – мир.) Постарайтесь запомнить её. Кто сможет записать по памяти?
Растения тянутся к свету, а народы – к миру.
9. ИГРА «ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ».
- предположить, сложение, ложный, положение,
-растение, росток, отрасль, ростра,
-Слово «Мистеру словарю»: Ростра –архитектурное украшение в виде носовой части древнего судна.
10.ИТОГ УРОКА.
Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, что самое главное вы должны помнить о корнях с чередованием - лаг – лож-, - раст – ращ – рос-? (Корни с чередованием нельзя использовать в качестве проверочных слов.)
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
§83-84, упр.434.
Карточка 1.
1)Объяснить графически орфограммы в корне и знаки препинания.
2)Составьте схемы предложений.
Почвой называют верхний пл…дородный слой земли на котором р…стут р…стения. В борьбе с ра…рушением почвы человеку пом..гает р…стительность4.
Карточка 2.
1)Объяснить графически орфограммы в корне и знаки препинания.
2)Составьте схемы предложений.
Почву защищ…ют от ра…мывания ра…личные р…стения л…сные п…левые луговые ст…пные. Люди высаж…вают кустарники чтобы не р…сли овраги.
Карточка 3.
1.Заменить сочетания слов фразеологическими оборотами, чтобы в них встретились слова с корнями лаг - лож.
- Говорить искренне, откровенно -………руку на сердце.
- Ничего не делать, бездельничать – сидеть…..руки.
- Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться - ……..оружие.
- Погибнуть в сражении -……….голову.
- Перестать бороться, действовать -………..руки.
Карточка 4.
2.Разобрать слова по составу: сл…гать, распол…житься, р…стение, выр…сли..
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=yBptxmPP57E
http://www.youtube.com/watch?v=E-GiE7Q_kkM
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/05/09/pravopisanie-chereduyushchikhsya-glasnykh-o-a-v-kornyakh-lag
заставка http://www.youtube.com/watch?v=NGje8qf8Slw
http://pandia.ru/text/79/367/3801.php