5 класс. Русский язык. Правописание приставок
5 класс. Русский язык. Правописание приставок
Комментарии преподавателя
Цель урока:
Образовательные: закрепить правило написания приставок на з (с) , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи урока: обогащать словарный запас учащихся; проверить уровень усвоения материала учащимися
Тип урока: урок объяснения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мобильный класс с ноутбуками для среднего звена с выходом в интернет.
Структура и ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Материалы урока |
1 |
Организационный момент |
Проверяет готовность учащихся к уроку |
Готовятся к уроку |
|
2 |
Повторение пройденного материала |
Проводит синтаксическую пятиминутку |
Выполняют задания по тексту, отвечают на вопросы. |
Приложения № 1
|
3 |
Объяснение нового материала |
Показывает презентацию |
После просмотра презентации составляют алгоритм выполнения задания |
Приложение № 2 http://www.myshared.ru/slide/200409/# |
3 |
Закрепление нового материала |
Раздаёт групповые и индивидуальные задания |
Выполняют упражнение 424, а группа ребят (2 вариант) выполняют индивидуальные задания (тесты) |
Приложение № 3 |
4 |
Физкультминутка |
Показывает презентацию (Радужная релаксация. Закат) |
Выполняют физминутку |
Приложение № 4 .http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/raduzhnaja_relaksacija_zakat/319-1-0-4050 |
6 |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание |
Записывают домашнее задание (упражнение426) |
|
7 |
Подведение итогов урока |
Проводит опрос программой NetOp School |
Отвечают на вопрос опроса. «все ли вам было понятно на уроке?» (ответы: да, нет, не совсем)
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Синтаксическая пятиминутка
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
( И.С.Никитин, «Песня»).
1) Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы нарисовать зимнюю картину? /олицетворение/
2) Какой фонетический процесс происходит в слове гладкая? /оглушение/.
3) Найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Объясните, почему. /разгулялась, принакрылась, гладкая/.
4) Выделите приставки в словах и объясните их написание.
5) Правописание какой приставки вы не смогли объяснить?
2. Презентация на тему: "Буквы З-С на конце приставок "
Слайд 1
Буквы З-С на конце приставок Урок русского языка в 5 классе
Слайд 2
Словарная работа
Цель: разобрать слова по составу:
1 ряд - загадка, разметить, малиновый, сдружиться;
2 ряд - зауральский рассвет, прочитаешь, усмехаться;
3 ряд - переводчик, предвечерний, написала, улыбаться;
Слайд 3
Словарно-орфографическая работа. Грамота (сущ.), грамотный (прил.), грамотность (сущ.), грамотно (наречие), безграмотный (прил.). Грамматика Грамота
Слайд 4
Шарада Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)
Слайд 5
РАЗ БЕЗ ВОЗ НИЗ ВЗ ИЗ БВГДЖЗРЛМН КПСТФХЦЧШК
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
РАС БЕС ВОС НИС ВС ИС
Слайд 6
6 Правописание букв З и С на конце приставок З + звонкая согласная без - граничный раз - бросать из - вестить вз - дыхать воз - местить низ - вергать С + глухая согласная бес - крайний рас - пустить ис - портить вс - помнить вос - хождение нис - падать
Слайд 7
Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-
, Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить
. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. («Радионяня»)
Слайд 8
Стихотворение – помощник
Не забудьте, что приставки ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ Перед согласными глухими Быстро сменят З на С.
Слайд 9
Образец устного рассуждения В слове бесшумный приставка БЕС- стоит перед буквой Ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «эС».
Слайд 10
Объяснить выбор согласной в приставках на З и С Ра(с,з)целовать, ра(с,з)краска, во(с,з)ход, и(с,з)пуг, и(з,с)мерять, ра(с,з)дробить, и(з,с)дробить, бе(с,з)жалостный, бе(з,с)чувственный, ра(с,з)говор, во(с,з)делать, бе(з,с)делье, чре(с,з)мерный, и(з,с)брать, и(з,с)жалить.
Слайд 11
Работа по группам
1 группа Ночь без сна. Труд без пользы. Небо без звёзд .Зима без снега.
2 группа Мотор без шума. Дорога без конца.Образуется из пара. Даль без предела.
3 группа Рыцарь без страха . Жидкость без цвета . Ребёнок без забот. Движение без шума
Слайд 12
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Бессонная ночь Бесполезный труд Беззвёздное небо Бесснежная зима
Бесшумный мотор Бесконечная дорога Испарение воды Беспредельная даль
Бесстрашный рыцарь Бесцветная жидкость Беззаботный ребёнок Бесшумное движение
- Тестирование(4 группа)
Тест
1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с? а) и.черпать; б) чре.мерный; в) бе.жизненный; г) во.делать.
2) В каком слове одна приставка оканчивается на –с? а) во.наградить; б) бе.шумный; в) ра.жечь; г) и.мутить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з? а) ни.ходить; б) во.произвести; в) ра.чёт; г) в.дохнуть
. 4) В каком слове приставка оканчивается на –з? а) и.жарить; б) и.царапать; в) ра.шнуровать; г) бе.ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква: а) и.царапать; и.жарить; б) и.числять; бе.ценный; в) бе.жалостный; бе.шумный; г) бе.вкусица; ра.шнуровать.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=cUObRZu5sho
заставка http://www.youtube.com/watch?v=ico6UpbmD30
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/11/pravopisanie-z-s-na-kontse-pristavok-5-klass
http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/6990-pravopisanie-pristavok-na-z-s-.html