6 класс. Биология. Растительный организм как единое целое
6 класс. Биология. Растительный организм как единое целое
Комментарии преподавателя
Общие сведения
Растение – целостный организм, все его органы имеют клеточное строение и связаны между собой. Любое нарушение жизнедеятельности одного органа сказывается на других. Сильное нарушение какого-либо органа сказывается на нарушении роста и развития всего растения и может привести к его гибели.
Из углекислого газа и воды в ходе фотосинтеза образуются органические вещества. Из мелких молекул органических веществ могут образовываться более крупные. В ходе дыхания молекулы органических веществ распадаются до углекислого газа и воды с выделением энергии. Таким образом, в ходе дыхания растение освобождает энергию, запасенную в ходе фотосинтеза.
Рост растений
При нормальном функционировании органов и активном обмене веществ происходит рост растений. Части растения увеличиваются в размере. Оно обеспечивается делением и ростом клеток образовательной ткани.
Делящиеся клетки камбия (см. Рис. 1) образуют новые слои коры и ксилема.
Рис. 1. Камбий (выделен желтым)
Конусы нарастания дают новые побеги, а клетки зоны деления корня приводят к его росту.
Развитие растений
Со временем строение растительного организма видоизменяется – происходит его развитие.
Периоды развития покрытосеменных растений
- Зародышевый период. От образования зародыша растения до прорастания семени.
- Период молодости. От прорастания семени до первого цветения растения.
- Период зрелости. Период цветения и плодоношения растения.
- Период старости. Растение перестает цвести, плодоносить, постепенно отмирает.
Фазы – заметные по внешним признакам, при наблюдении, стадии развития растения.
Фазы развития покрытосеменных:
- Прорастание семян
- Появление листьев
- Образование боковых побегов
- Цветение
- Образование плодов
- Созревание семян
Однолетние растения – растения, проходящие все фазы развития за 1 год (астра, томат).
Эфемеры – однолетние растения, заканчивающие цикл развития менее, чем за 1 сезон. Распространены в пустынях, полупустынях.
Двулетние растения – растения, в первый год жизни накапливающие питательные вещества и образующие семена на 2-й год (капуста (см. Рис. 2), морковь, свекла).
Рис. 2. Капуста (первый год жизни)
Многолетние растения – растения, надземные органы которых после цветения и плодоношения отмирают, а сохраняются только подземные органы – корни, корневища, луковицы, клубни (клевер, пырей).
Эфемероиды – многолетние травянистые растения с маленьким вегетативным периодом (крокус (см. Рис. 3), ветреница дубравная, хохлатка). После образования семян не отмирают, а переходят в период покоя.
Рис. 3. Крокус
Корни и ветви растений одного вида и разных особей могут срастаться между собой. Так, целая поляна может быть заполнена одним растением ландыша с длинным корневищем и многими надземными побегами.
Фазы развития однолетних растений
Проведите наблюдение за полным жизненным циклом однолетнего растения на ваш выбор. Для эфемера время наблюдения значительно сократится. Свои выводы о фазах развития растения запишите в тетрадь.
Монокарпические растения
Монокарпические растения – растения, которые живут много лет, но цветут и плодоносят 1 раз в жизни (агава, банан (см. рис. 4), черный бамбук).
Рис. 4. Банан
Клонирование
Клонирование – получение нескольких генетически идентичных особей. Так, если взять и укоренить черенок растения, то новое и старое растения будут обладать одинаковой генетической информацией – они будут клонами.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/rastitelnyy-organizm-kak-edinoe-tseloe
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JEyCOa3OlPM
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=WXgu4m_D_Cw
источник презентации - http://5klass.net/zip/biologija/Organizm-kak-edinoe-tseloe.zip