7 класс. Литература. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова
7 класс. Литература. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова
Комментарии преподавателя
- В году 1711 в деревне Денисовка, близ города Холмогоры, что недалеко от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло. Детство Миши было нелегким. Он рано потерял мать, а после того как в доме появилась мачеха, и совсем стало худо. Уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжелый и опасный морской промысел. Суровые условия севера закалили юного Ломоносова, дали толчок для интеллектуального развития.
Вывод: Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества. Ребята, а какие книги стали «вратами учёности» для Михайло Ломоносова?
Ученики: «Вратами учёности», по собственному выражению Ломоносова, делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.
В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения - Славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтому случай Михаила Васильевича Ломоносова можно считать уникальным. Ломоносов выдал себя за сына холмогорского дворянина.
Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, Ломоносов был направлен в Санкт - Петербургский академический университет, а затем в числе лучших учеников – в Германию для обучения горному делу. 8 июня 1741 года он прибыл в Петербург и с этого времени начинается его блестящая академическая деятельность.
Вывод:
Да, Ломоносов был способным, талантливым учеником. Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физику и математику, так аттестовал его: "Молодой человек, с прекрасными способностями. Нисколько не сомневаюсь, что со временем, по возвращении в Отечество, может принести пользу государству".
Слова Христиана Вольфа стали поистине пророческими. Сегодня мы можем смело сказать, что имя М.В.Ломоносова занимает особое место в истории российской культуры и науки. Диапазон исследований учёного необычайно широк: химия, физика, навигация, история, право… Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Вся его жизнь и деятельность - прекрасный пример преданного служения отечеству.
Поэтическая деятельность Ломоносова. Прославление в одических произведениях русских героев.
Огромное значение для России имеет и поэтический дар Ломоносова. Его называют «отцом новой русской литературы» и создателем русского литературного языка. Сегодня на уроке мы рассмотрим только эту грань таланта великого учёного и узнаем, какой вклад внёс Ломоносов в развитие лингвистики и русской литературы. Ломоносов положил начало созданию литературного русского языка, разработал “теорию трёх штилей”, где наметил три оттенка или "штиля" в языке: "высокий" изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды, героические поэмы), "средний" изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) и "низкий" допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения).
«Штили»
ВЫСОКИЙ |
СРЕДНИЙ |
НИЗКИЙ |
Героические поэмы, оды |
Сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзьям |
Комедии, песни, басни, эпиграммы |
Ода (от греч «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события.
Жанр оды возник в античности, т.е. в древние времена. Содержание оды всегда торжественное, возвышенное.
Ломоносов написал 20 больших торжественных од. В оде воспевали монархов, потому что они олицетворяли государство, героев – потому, что они служили государству, географические просторы – потому, что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому, что он способствовал процветанию государства.. Ода в XVIII веке была высоко пафосной; в ней воспевали победы русского оружия, дни рождения, восшествия на престол, коронацию. Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии. Она стала образцом для одописцев второй половины XVIII века и даже начала XIX века.
В 1747 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Ода окрашена настроением патриотического восторга, призыва. Произведение написано четырёхстопным ямбом, который, по мнению Ломоносова, усиливает Благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли. Ломоносов пропагандировал ямб как наиболее благородный стихотворный метр.
СПРАВКА. За оду, написанную к первому юбилею восшествия на престол императрицы, Елизавета Петровна наградила Ломоносов двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза. Давайте послушаем отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни императрицы Елизаветы Петровны». (читает подготовленный ученик)
Главной темой оды является тема России, её процветание. Мир – это основное условие для успешного процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Пётр Первый для Ломоносова –национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Похвалы императрице Елизавете сочетаются с наказом быть просвещённой монархиней, расширять науки, заботиться о благе общества.
Ода написана высоким, торжественным стилем, который создаётся использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, классы)
В оде широко используются приёмы, характерные для стиля русской классической оды:
- Метафоры, сравнения;
- Употребление образов античной мифологии
- Олицетворения;
- Гиперболы
- Риторические вопросы и восклицания.
Стихи, написанные низким «штилем»
Ребята, Ломоносов был известен не только как автор крупных одических произведений, написанных высоким «штилем». В поэтическом наследии Ломоносова есть стихи, написанные и низким «штилем», согласно разработанной им теории. Давайте послушаем стихотворную басню «Случились два астронома в пиру». (Наизусть читает ученик).
- И Птолемей, и Коперник - астрономы. Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90-го года, умер около 160-го года нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли. Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом вращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца.
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли. Спор решил повар, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
Вывод:
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждения научным открытиям. Ребята, сегодня мы смогли рассмотреть только одну грань многогранного таланта великого нашего земляка, выдающегося человека и учёного М.В.Ломоносова. Ломоносов был не только «отцом русской поэзии», но и создал немало научных трудов в области литературы и лингвистики.
Научные труды Ломоносова в области литературы и лингвистики.
1739 год – «Письмо о правилах российского стихотворства». Ломоносов смело распространил тонический принцип на всё русское стихосложение. Он хотел дать простор русскому стиху.
1748 год – впервые высказана идея о стилях русского языка в «Кратком руководстве к красноречию…»
1757 год – «Российская грамматика» - это первое научное описание русского языка. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.
1757 год – Предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трёх штилей»
Ломоносов М.В., прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности - таков итог его кропотливых трудов. Мы смело можем сказать, что жизнь и деятельность Ломоносова – ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины. А.С.Пушкин высоко оценивал значение трудов Ломоносова. Какие высказывания поэта об учёном Ломоносове вам известны?
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…»
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
По инициативе Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет, который сейчас носит его имя.
ИСТОЧНИКИ
http://www.myshared.ru/slide/723350/#
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/05/11/urok-literatury-v-7-klasse-pyotr-velikiy-russkoy-literatury
http://www.youtube.com/watch?v=Sp0ugjR_QLU - заставка
http://www.youtube.com/watch?v=g0t9rouRPoY