7 класс. Литература. Творчество А.С. Пушкина.
7 класс. Литература. Творчество А.С. Пушкина.
Комментарии преподавателя
«Борис Годунов» (рис. 1) — историческая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. Она была написана под влиянием чтения Пушкиным «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей.
Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.
Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло.
Также основной темой является источник власти и ответственность за народ правящей верхушки. Устами персонажа драмы, своего однофамильца, Пушкина автор говорит об источнике власти как о «мнении народном» и выводит правящую элиту, как сборище честолюбцев и предателей, ввергающих народ в Великую Смуту.
Рис. 1. Обложка книги (Источник)
Композиция
Драма написана в жанре исторической хроники.
1598 год. После смерти царя Федора Иоанновича народ умоляет Бориса принять корону.
1603 год. Чудов монастырь. Гришка Отрепьев узнает от Пимена подробности убийства царевича Дмитрия Угличского и сбегает. В Кракове в доме Вишневецкого Самозванец начинает собирать свиту.
1604 год. Войско Самозванца переходит границу. В Кремле принимают решение перенести мощи царевича Дмитрия из Углича в Москву. В Москве царь Борис внезапно умирает, успев благословить сына Федора на царство. Пушкин на Лобном месте провозглашает власть Лжедмитрия и провоцирует на бунт против детей Годунова. Бояре входят в дом, где скрывается царь Федор и его мать, и душат их. Боярин Мосальский объявляет народу: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует.
Анализ эпизода
«Ночь. Келья в Чудовом монастыре» старец монах Пимен пишет при свете лампады и произносит монолог, начало которого и стало крылатым (рис. 2):
Рис. 2. Иллюстрация к трагедии «Борис Годунов» (Источник)
Пимен - это монах в Чудовом монастыре (рис. 3). Главная черта летописца — объективность, правдивость:
«Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева».
Сам Пушкин признавался: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом».
Образ Григория Отрепьева
В изображении Пушкина Самозванец Гришка Отрепьев — порождение Смутного времени: удачливый и беспечный авантюрист, баловень фортуны и в то же время яркий, одаренный человек, использующий уникальный исторический шанс для того, чтобы вознестись на немыслимую для него высоту власти.
В одном из набросков предисловия к «Борису Годунову» поэт сравнил Самозванца с персонажем шекспировских исторических хроник — королем Генрихом IV, найдя в них «много общего»: «Он храбр, великодушен и хвастлив, подобно ему равнодушен к религии — оба они из политических соображений отрекаются от своей веры, оба любят удовольствия и войну, оба увлекаются несбыточными замыслами, оба являются жертвами заговоров...».
Самозванец постоянно в движении и переменах. Пушкин подчеркивает его удивительную способность к перевоплощению. В различных сюжетных эпизодах мы видим Самозванца монахом и бродягой, дипломатом и воином, политическим интриганом, поклонником поэзии и влюбленным. Его характер сложен и противоречив, как и характер Бориса Годунова, но в личности Самозванца гораздо больше красок. Он умен и находчив, расчетлив и смел, красноречив и остроумен, но нередко беспечен и беспринципен, а иногда легкомыслен, особенно в своих политических обещаниях. В отличие от замкнутого Бориса Годунова, Самозванец очень общителен, разговорчив, с каждым из своих собеседников находит верный тон. Он словно притягивает к себе самых разных персонажей, позволяя автору передать все многообразие характеров и мотивов поведения людей эпохи Смуты.
Образ Бориса Годунова (рис. 4)
Вина исторического Бориса Годунова не доказана. Вина пушкинского царя Бориса очевидна, однако суд мирской не страшит его.
Ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов не признается в преступлении, не раскаивается в нем и уж тем более не помышляет о публичном покаянии. Никто из персонажей пьесы, кроме Николки-юродивого, не смеет бросить ему в лицо обвинение в убийстве, хотя в последние годы его правления о давнем преступлении напоминают ему и толки о Самозванце, и даже простодушная речь патриарха о чудесах, происходящих на «могилке» царевича-мученика.
Бориса Годунова страшит не людское мнение, не суд народный, а муки собственной совести. Накануне появления Самозванца герой находится в состоянии острого душевного кризиса. Нечистая совесть тревожит его страшными снами(«тринадцать лет мне сряду / Все снилося убитое дитя!») и постоянной душевной смутой:
Как молотком, стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Рис. 4. Борис Годунов (Источник)
Царь Борис — заложник своего преступления. Уколы совести делают его власть безрадостной, тяжелой ношей. «Счастья нет в моей душе», «мне счастья нет», «ни власть, ни жизнь меня не веселят» — так Годунов оценивает свое душевное состояние. Годунов чувствует народную нелюбовь: молва делает его виновником всех бед — голода, пожаров, смертей («Кто ни умрет, я всех убийца тайный»).
Душевные терзания лишают его уверенности в себе, делают суеверным, подозрительным и жестоким, что еще больше отталкивает от него и верхушку общества, и народ. Борис Годунов предчувствует «небесный гром и горе». Недаром ему чудятся «мальчики кровавые». Это не случайная оговорка: он страшится за судьбу своего собственного сына — царевича Феодора. Предчувствия Бориса вскоре становятся страшной реальностью.
Образ народа
Народ в трагедии — многогранный символический образ. Это носитель высшей нравственной истины. Он не может простить царю Борису невинной крови царевича. В восприятии народа Борис Годунов — «Ирод», а молиться за царя Ирода, как дерзко бросил вслед царю юродивый Николка, «богородица не велит».
В то же время народ, который, по словам Басманова, всегда «к смятенью тайно склонен», доверчив и готов подчиниться «законному» царю, как отрок своему отцу.
Бунт против Годуновых — исполнение приговора, вынесенного народом. Но толпа, возбужденная подстрекателем Пушкиным, бежит в Кремль «вязать Борисова щенка», не подозревая, что следующим актом исторического действа будет новое боярское злодеяние, и трон снова займет не законный государь, а преступник.
Трагедия завершается народным безмолвием. Это ответ Народа на упрек Мосальского: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» (рис. 5).
Рис. 5. Иллюстрация к трагедии «Борис Годунов» (Источник)
Ремарка «Народ безмолвствует» была введена в текст трагедии при подготовке ее первого издания и заменила содержавшуюся в рукописной редакции здравицу в честь Самозванца: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!»
Пушкин принципиально изменил смысл финала произведения. Безмолвие народа многозначительно, символично. Еще Белинский заметил, что «в этом безмолвии народа слышен страшный, трагический голос новой Немезиды, изрекающей суд свой над новою жертвою — над тем, кто погубил род Годуновых...».
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-s-pushkin-boris-godunov?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=9LlypgNS7AM
http://www.youtube.com/watch?v=5wF45OdAFGw
http://www.youtube.com/watch?v=jeSBZuMZ3qM
http://www.youtube.com/watch?v=U5woU1A1b88
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/21/konspekt-uroka-po-drame-as-pushkina-boris-godunov