Имя прилагательное. 5 класс ( урок 134-144 )
Имя прилагательное. 5 класс ( урок 134-144 )
Комментарии преподавателя
Имя прилагательное как часть речи.
Цели урока: расширить представления учащихся об имени прилагательном, активизировать знания учащихся, полученные в начальной школе ; акцентировать внимание на понятии признак, рассмотреть свойства, скрывающиеся за этим понятием ; воспитывать стремление к самостоятельной работе, уверенность детей в своих силах; развивать их речь и творческое воображение .
Оборудование: медиапроектор, аудиозаписи, репродукция картины А.И.Куинджи «Берёзовая роща»
Материал знаком учащимся по начальной школе, поэтому на первом уроке акцент делается на роли признака предмета. Решить эту задачу помогает стихотворный текст о сказочных героях, которые вдруг потеряли свой основной признак.
I. Что случилось с героями сказки?
Отчего так растерян их вид?
Мы, как встарь, к ним с любовью и лаской –
Только каждый куда-то спешит…
- Что случилось? - спросили мы волка.
- Нигде шапочки я не найду!
Всё слоняюсь по лесу без толку…
Где искать её – сам не пойму!
- Да зачем же Вам шапочка, Серый?
Ни к чему головной Вам убор!
Тот вздохнул без надежды и веры
И умчался в сосновый свой бор.
А подальше исходит слезами
Красна девица – стать и краса…
- Да скажите, что сделалось с Вами?
Отчего так печальны глаза?
- Я была всех умнее на свете,
Про меня народ сказки слагал,
Да какой – то коварный насмешник
У меня мою славу отнял.
Я теперь просто лишь Василиса –
А таких на земле – пруд пруди!
Чтобы в сказку назад возвратиться,
Надо срочно пропажу найти!
Ну а это-то что за фигура?
Не найти в целом свете страшней!
Тощ, как смерть, и седа шевелюра…
Не злодей ли известный - Кощей?
- Это я? Вы меня угадали!
Только я не всесилен, не зол:
Моё прозвище подло украли -
Стал я смертным простым с этих пор!..
Обещал: коль вернём ему имя,
Справедливости честно служить…
Он мгновенно исчез в небе синем,
Попросив нас о нём не забыть.
Прибежала избушка, хромая,
Умоляла скорей ей помочь:
Ведь под нею нога не такая,
Надо прежнюю дать ей точь – в - точь!
Услужить мы готовы старушке
И былую подарим ей прыть,
У Яги ведь на побегушках-
Разве можно такое забыть?!
Мы подарим заветное слово
Всем героям, чтоб боль их унять!
Будут пусть узнаваемы снова;
Возвратим мы их в сказку опять!
II. Беседа с классом.
- В чём причина печали сказочных героев? Что потеряно ими?
- В каком же слове нуждается каждый из них?
- Запишите полное имя героев сказки. (Красная шапочка, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный, курьи ножки). К какой части речи относятся найденные нами слова? Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают записанные имена прилагательные?
- Определите их морфологическую форму: род, число, падеж. Сделайте вывод, как изменяются имена прилагательные. От чего зависит форма их рода, числа, падежа?
- Почему во множественном числе мы не указываем их род?
7. А как вы понимаете значение слова признак?
(Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить предмет. А что скрывается под признаком? На что, например, указывает слово Красная (шапочка?) ( Это имя в разных книгах пишется по-разному: второе слово иногда пишется с большой буквы, иногда – с маленькой) Цвет.
А прилагательные Премудрая, Бессмертный? Качество .
На что указывает признак курьи? Принадлежность.
А в словосочетаниях каменный замок? Материал.
Зимний вечер? Время.
Городской житель? Место.
Признаки записываю на доске.
( Это умение определять признаки пригодится учащимся, когда они будут изучать разряды
прилагательных).
III. Учитель.
Но вернёмся к сказке. Все герои обрели свои имена, и волк помчался искать Красную шапочку. А та, ничего не подозревая, стоит на лесной полянке и любуется ею .
Вывешивается репродукция картины Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»
Давайте разделим восторг Красной шапочки, выразившийся в словосочетаниях, и допишем окончания прилагательных.
Вспомним, что поможет нам правильно определить окончание. От существительного поставьте вопрос к прилагательному, обозначьте окончание, в скобках укажите род, число, падеж.
Экран. ( Включается аудиозапись вальса «Берёзка»)
На светл.й полянке, изумрудн.й зеленью, около стройн. й берёзки, по игрив.й тропинке, к белоствольн.й красавице, под нежн.й шелест, дружн.й семейкой, под ясн.м небосводом, восхищённ.м взглядом.
Взаимопроверка, помощь консультанта из учащихся класса.
IV. Учитель .
Между тем волк тоже вскоре оказался на этой лесной опушке, где совсем недавно стояла девочка. Он очень устал от погони, ему было не до красоты пейзажа.
Подслушаем мысли волка и выпишем только гласные из окончаний прилагательных.
В тетрадях ученики проставляют числа: 1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Один ученик работает с обратной стороны крыла доски под контролем учителя.
Учитель диктует словосочетания:
от бесконечной дороги , по огромной поляне, на корявом стволе, в бесконечную даль, в синем небе, в пугающей тишине, на тёмно-зелёной верхушке, неодолимым препятствием, длинную тропинку, жутким страхом.
Запись на доске будет выглядеть так:
- 2 3 4 5 6 7 8 9 10
о о о у е е о ы у и
Створку доски открыть .
Самопроверка, объяснение ученика, выполнявшего работу.
V. На пути у Красной шапочки встретился огромный камень с надписью. Бабушка боялась, что её внучка заблудится и не найдёт её нового домика, поэтому и попросила соседа выбить на камне инструкцию. (Экран с текстом путеводителя).
Путеводитель.
От кривой берёзки пойти направо, обогнуть ромашковую поляну, пройти по деревянному мосту и мимо картофельных посадок подняться на небольшую горку.
Учитель.
Девочка внимательно прочитала инструкцию, а волк, выскочив наконец из леса, наскоро выхватил из написанного только выделенные существительные. Он выбежал на земляничную поляну и, хотя не любил ягод, решил утолить жажду и накинулся на землянику. Затем увидел каменный мосток, одолел его одним прыжком – и очутился среди посадок кукурузы… Долго плутал он по этим зарослям, пока наконец не выбрался к высокой-превысокой горе. С огромным трудом взобрался на неё и вдруг с высоты увидел, что Красная шапочка уже подходит к небольшому домику за оврагом.
Вопрос классу.
Какую роль выполняют в нашей речи прилагательные? Почему ошибку допустил волк?
Учитель.
Что есть силы побежал он к дому. И вот уже оба стоят перед закрытой дверью. Первым войдёт тот, кто добудет ключ к этой двери.
VI. Таким ключом является синтаксический разбор предложений. Выполните его графически самостоятельно и помогите спасти бабушку от волчьих клыков.
(Экран)
- Небольшой светлый бабушкин домик стоял на пригорке.
- Домик у бабушки был небольшой, светлый, уютный.
Для проверки вызываем к доске того, кто первым поднял руку.
Если позволит время, воздадим славу герою, добывшему ключик.
Примерные тексты «гимнов».
Для мальчика. Для девочки.
В нашем классе есть герой! Слава нашей … (Танечке),
Он от волка спас старушку, Что бабушку спасла,
Что беспечно над горой На растерзанье серому
В крохотной живёт избушке! Старушку не дала!
Какой сделаем вывод о синтаксической роли имён прилагательных?
VII. Мы работали на уроке, опираясь на знания, полученные в начальной школе, и на наши наблюдения. Попробуйте, не заглядывая в учебник, подготовить небольшую школьную лекцию об имени прилагательным. Можно использовать план.
План.
1.Что называется именем прилагательным? ( Общий морфологический признак прилагательных)
2.Как они изменяются ? ( Какие непостоянные морфологические признаки имеют?)
3. От чего зависят формы рода, числа и падежа?
4. Как проверить правописание падежного окончания прилагательных?
5. Какова синтаксическая роль прилагательных?
VIII. Устные монологические высказывания учащихся.
IX. Теперь читаем § ..Что нового узнали?
X. Комментированное письмо(Упр. .... –выборочно)
На дом : упр...
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.