10 класс. Геометрия. Векторы в пространстве.
10 класс. Геометрия. Векторы в пространстве.
Комментарии преподавателя
Понятие вектора, основные связанные понятия
С понятием вектора на плоскости мы уже сталкивались. Мы говорили, что есть такие величины, для которых важно не только численное значение, но и направление, например, сила, скорость и т. д. Такие величины мы называли векторными или просто векторами. В математике вектор изображается в виде направленного отрезка. То есть, если задан отрезок и сказано, что точка
– его начало, а
– конец, то говорят, что задан вектор
или вектор
:
Рис. 1. Вектор
Определение
Вектором называется направленный отрезок, он имеет направление и величину.
Длина вектора соответствует длине отрезка, задающего этот вектор.
Теперь нужно ввести некоторые понятия, а именно: какие вектора называются равными, ввести операции сложения, вычитания, умножения на число и т. д.
Теперь введем второй вектор , обозначим его как вектор
:
Рис. 2. Коллинеарные векторы и
Если прямые и
параллельны (или совпадают), то векторы
и
коллинеарны.
Коллинеарные векторы могут быть противонаправлены: (рис. 2) или сонаправлены (
).
Определение
Равными называются коллинеарные сонаправленные векторы, длины (модули) которых равны.
Имеем вектор и вектор
:
Рис. 3. Равные векторы
Заданные векторы равны, т. к. они коллинеарны, сонаправлены и их длины равны:
Существует также нулевой вектор (), т. е. вектор нулевой длины, он изображается точкой.
Проводя аналогию с числами: мы знали число и противоположное ему число
, это были такие числа, сумма которых равна нулю:
Аналогичное понятие существует и для векторов (рис. 4).
Рис. 4. Противоположные векторы
Задана точка и два вектора:
и
. Эти векторы имеют одинаковую длину (
), принадлежат одной прямой – коллинеарны – и противонаправлены. Такие векторы в сумме составляют нулевой вектор:
Кроме того:
С физической точки зрения это можно представить следующим образом: если с равной силой тянуть предмет одновременно в две противоположные стороны, то он никуда не сдвинется.
Перейдем к векторам в пространстве. Рассмотрим задачу.
Векторы в прямоугольном параллелепипеде, решение задачи
Задача 1
Измерения прямоугольного параллелепипеда известны:
. найдите длины векторов:
,
,
,
,
,
Рассмотрим чертеж (рис. 5).
Рис. 5. Прямоугольный параллелепипед
Напомним основные важные факты о прямоугольном параллелепипеде:
1. Боковое ребро перпендикулярно плоскости основания – параллелепипед прямой ();
2. Боковые грани прямого параллелепипеда прямоугольники, в основании может лежать параллелограмм;
3. Если в основании прямого параллелепипеда лежит прямоугольник, то такой параллелепипед называется прямоугольным ( – прямоугольник);
4. Прямоугольный параллелепипед полностью задается тремя измерениями: ширина (), длина (
), высота (
).
Итак, найдем длину вектора . Он равен векторам
и равен высоте параллелепипеда, которая задана по условию: 12 см.
. Чтобы решить данную задачу, нужно понимать, какие векторы называются равными.
Вектор : отрезок
имеет такую же длину, как отрезок
:
.
Вектор : отрезок
имеет такую же длину, как отрезок
:
.
Вектор : отрезок
– это диагональ боковой грани
параллелепипеда. Ее длина соответствует длине гипотенузы прямоугольного треугольника
с катетами
и
. Можем найти длину гипотенузы по теореме Пифагора:
;
.
Вектор : отрезок
– это диагональ основания
параллелепипеда. Ее длина соответствует длине гипотенузы прямоугольного треугольника
с катетами
и
. Можем найти длину гипотенузы по теореме Пифагора:
;
Вектор : отрезок
– это диагональ параллелепипеда. Ее длина соответствует квадратному корню из суммы квадратов всех измерений параллелепипеда:
;
.
Векторы в тетраэдре, решение задачи
Задача 2
Задан тетраэдр с вершиной
и основанием
. Точка
– середина ребра
, точка
– середина ребра
, точка
– середина ребра
, точка
– середина ребра
. Обозначены векторы
,
,
,
,
и
. Выпишите все пары равных векторов из обозначенных на рисунке. Определите вид четырехугольника
.
Рассмотрим чертеж (рис. 6):
Рис. 6. Тетраэдр
Для начала рассмотрим четырехугольник без учета векторов. Отметим, что
и
как средняя линия треугольника
. Аналогично
и
как средняя линия треугольника
. Имеем:
по свойству транзитивности.
Так, в четырехугольнике две противоположные стороны параллельны и равны, нам известен соответствующий признак: если в четырехугольнике две противоположные стороны параллельны и равны, то такой четырехугольник – параллелограмм. Имеем:
– параллелограмм.
Теперь мы можем заключить равенство и параллельность отрезков и
, причем как сторон параллелограмма, так и средних линий для треугольников
и
соответственно.
Перейдем к равенству векторов:
и
, т. к. противоположные стороны параллелограмма принадлежат параллельным прямым (векторы коллинеарны и сонаправлены) и равны по длине.
, т. к. они принадлежат одной прямой (коллинеарны и сонаправлены) и равны по длине (точка
– середина ребра
).
, т. к. они принадлежат одной прямой (коллинеарны), противонаправлены и длины их равны (точка
– середина ребра
).
Итак, мы ввели понятие вектора в пространстве, рассмотрели основные определения, касательно векторов в пространстве, рассмотрели равенство векторов и длины векторов в наиболее распространенных геометрических фигурах – прямоугольном параллелепипеде и тетраэдре.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/10-klass/vektory-v-prostranstve/ponyatie-vektora-ravenstvo-vektorov
http://www.youtube.com/watch?v=ICwchGItv_A
http://www.youtube.com/watch?v=bYEnByZUm04
http://www.youtube.com/watch?v=KYaz65dkg2c
http://v.5klass.net/zip/57bddfe89e626d9d10ec396f887885ec.zip
http://www.mathprofi.ru/vektory_dlya_chainikov.html
http://www.bookle.ru/cover/223895.jpg