7 класс. Литература. Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
7 класс. Литература. Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
Комментарии преподавателя
Цель: сформировать представление о художественном своеобразии повести Н.В. Гоголя, целостную картину художественного мира повести "Тарас Бульба"; развивать речь, мышление, умение работать в группе, представлять результат коллективных действий, умение проводить аргументированную самооценку и взаимооценку по предложенным критериям; воспитывать коммуникативную культуру, лидерство и ответственность.
План.
1. Оргмомент.
2. Постановка целей деятельности.
3. Работа в группах.
4. Подведение итогов. ДЗ.
Ход.
1.Оргмомент.
2.Постановка целей деятельности.
- На прошлом уроке мы начали разговор о грандиозном эпическом полотне, написанном величайшим мастером слова – Николаем Васильевичем Гоголем. Это – повесть «Тарас Бульба». Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова литературоведа Сергея Машинского:
Перед нами проходит галерея цельных и сильных духом,
словно вылитых из металла, человеческих характеров,
богатых умом и проникнутых глубоким
патриотическим чувством. Всё мелкое и будничное
вытеснено из сердец этих людей.
Они проникнуты осознанием величия того
дела, которому служат.
- Запишите, пожалуйста, эпиграф себе в тетрадь и подчеркните в нём ключевые слова.
Обсуждение.
- Как вы думаете, о чём же сегодня пойдёт речь на уроке? Через ЧТО мы будем пытаться раскрыть художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя?
- Каждый из вас сегодня на уроке должен будет уяснить для себя несколько вещей. Они в виде вопросов перечислены в ваших рабочих листах (на листах – «толстые» и «тонкие» вопросы по тексту повести).
3.Работа в группах.
- Определение в группах спикеров и тайм-киперов
- Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает информацию по определённому аспекту повести.
- В течение 15 минут каждый индивидуально работает с информацией. Половина группы составляет вопросы, половина – план текста.
- В течение следующих 7 минут группы проводят взаимоопрос по изученным текстам, выставляют баллы (те, кто составлял план, пересказывают: те, кто составлял вопросы, озвучивают их и сами же на них отвечают.Вопросы имеют право задавать друг другу и те, и другие)
- «Звезда»: представители каждой группы рассказывают свой фрагмент информации всем остальным группам. Члены групп должны получить как можно больше информации, чтобы заполнить свои рабочие листы (при необходимости задают вопросы). – по5 минут. Группы выставляют баллы в оценочные листы.
- По завершении работы всех групп каждый заполняет свой рабочий лист, отвечая на вопросы. Первый блок вопросов – «тонкие» - оценивается в диапазоне от 1 до 3 баллов (идентично отметкам «3» и «4»). Второй блок вопросов – «толстые» - оценивается в диапазоне от 4 до 6 баллов (идентично отметкам «4» и «5»). У каждого есть право выбора блока. – 15 минут
4.Подведение итогов.
- Как вы думаете, в чём состоит художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя?
Домашнее задание:
Снять и смонтировать видео интервью по темам:
1 группа – Что вы знаете о Тарасе Бульбе?
2 группа – Как вы относитесь к поступку Тараса Бульбы (убийству сына Андрия)?
3 группа – Продолжите фразу: «Я тебя породил…..». Вариант этого же вопроса: кому принадлежит фраза «Я тебя породил, я тебя и убью». По какому поводу она была произнесена?
4 группа - Интервью с учителем истории школы на тему «Поступок Тараса Бульбы с точки зрения исторической ситуации».
5 группа – Интервью с психологом на тему «Причины предательства Андрия. Насколько они оправданы?»
Рефлексия:
Сегодня я узнал, что….
Мне понравилось…..
Удивительно, что…..
Я думаю, что…..
Рабочие материалы урока
Оценочный лист
Группа №_________
Фамилия, имя |
Взаимоопрос |
Оценка группы №___ |
|
|
|
Критерии для оценки
3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы
2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности, заминки, не смог ответить на 1-2 вопроса.
1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.
0 баллов – материал не изложен.
**********************************************888
Подготовка к сочинению по повести
«... Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!» – так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказав нам печальную историю о жизни запорожцев, их борьбе за свободу родной земли, за христианскую веру.
Обращение к прошлому, к трагическим момента истории – это не уход от действительности, а ответ на многочисленные вопросы:
Каково место человека в обществе? Что происходит в политической жизни страны? Каким должен быть человек?
Еще одним сложнейшим вопросом гоголевской повести является вопрос об отношении к предательству. Этот вопрос волновал самого Гоголя, и об этом нам говорит вторая редакция повести. Например, в сцене гибели Андрия основное внимание уделяется его мыслям, переживаниям. Причем, не только Андрия, но и отца. В то время как в первой редакции Н. В. Гоголь Андрия сделал подлым трусом, он прятался в бою за спины противника, молил о пощаде. В первой редакции такая боязнь объясняется еще и тем, что он чувствовал, что душа его не совсем чиста.
Рис. 1. Иллюстрация к повести (Источник)
Авторская позиция проявляется в сопоставлении сцен смерти Остапа и Андрия. Андрия осознает свою вину, поэтому беспрекословно слезает с коня по приказу отца. Он боится смерти, но не может ослушаться отца, потому что чувствует, что только отец вправе наказать его за измену. Даже перед лицом смерти он не просит о пощаде, он не раскаивается, он твердо сделал свой выбор и умирает с именем прекрасной полячки на устах.
В поведение Остапа перед смертью есть сознание свой правоты, есть твердость духа.
«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
- Батько! где ты! Слышишь ли ты?
- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».
Остап просит поддержки, просит услышать голос отца, и отец, отвечая ему, вселяет в сына твердость духа. Остап умирает смертью героя, в этом и есть главное отличие гибели двух братьев. Одного казнят, как героя, другого – как преступника.
Рис. 2. Иллюстрации. Остап и Андрий. (Источник)
Темы сочинений:
«Остап и Андрий – братья и враги»
«Тарас Бульба – характер, рожденный временем»
«Три смерти»
«Героическое и эпическое в повести»
«Запорожская сечь. Воплощение авторских идеалов»
Какую бы тему вы ни выбрали, работа должна идти по следующему плану:
Расшифровка темы: перефразируйте тему в вопросительное предложение (Например, в чем сходство и в чем различие братьев?). Сформулируйте ответ на вопрос. Сходство: одна семья, воспитание, окружение. Различие: внешность, характер, отношение к людям, отношение к войне. Составьте план сочинения:
- Вступление. Остап и Андрий – главные герои повести. Проблемный вопрос: почему же братья стали врагами?
- Основная часть. Раскрытие пункта.
- Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.
- Подберите материал. Наполните каждый пункт планам конкретными эпизодами и цитатами.
Рис. 3. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Худ. И.Е. Репин (Источник)
Два великих художника прошлого, Н. В. Гоголь – писатель и И. Е. Репин – художник, посвятили свои произведения Запорожской сечи (рис. 3).
Современный кинорежиссер В. Бортко, сохраняя дух казачьей вольницы, повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков в художественном фильме «Тарас Бульба» (рис. 4).
Рис. 4. «Тарас Бульба» Реж. Бортко (Источник)
ИСТОЧНИКИ
https://www.youtube.com/watch?v=f-eGsuI3tL4
https://www.youtube.com/watch?v=la7i0Zl0b2o
https://www.youtube.com/watch?v=3Bq5ImtU4RE
http://www.youtube.com/watch?v=dB9ixOkWtO8
http://www.youtube.com/watch?v=draGinjKPtA
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/razvitie-rechi-podgotovka-k-sochineniyu-po-povesti-taras-bulba?seconds=0
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/08/28/khudozhestvennoe-svoeobrazie-povesti-nv-gogolya-taras-bulba
http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-russkoy-literatruri-po-teme-istoricheskaya-povest.html