7 класс. Литература. Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
7 класс. Литература. Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
Комментарии преподавателя
Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Источник иллюстрации http://znaniytutpenrisubs.weebly.com/blog/opisanie-andriya-i-ostapa
Цели урока (слайд №3)
Обучающие: выработка навыка анализа эпического произведения; выявление
идеи повести.
Развивающие: развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитывающие: воспитание патриотизма, гражданских качеств личности: чувства долга, ответственности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Словарь урока (слайд №4).
Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу.
Казак (у Н.В.Гоголя козак) – в старину на Украине, в России: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраине государства, активно участвующих в защите и расширении государственных границ.
Ход урока.
1. Историческая обстановка. (Слайд №5)
Давайте вспомним, какова была историческая обстановка, обусловившая появление казачества на Украине.
2.Смысл противопоставления Остапа и Андрия. (Слайд №6)
- Как проявляются характеры Остапа и Андрия во время учебы в Киевской академии?
(Остап 4 раза закапывал букварь. Успокоился, когда Тарас пообещал, что не возьмет его в Сечь и продержит в монастырских служках 20 лет. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и пирушки. Никогда ни в коем случае не выдавал своих товарищей.
Андрий кипел жаждой подвига, но душа доступна и другим чувствам. Умел увертываться от наказания.)
- Дорога в Сечь. О чем думают братья?
(Остап душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно заставляло задумчиво опустить голову.
Андрий: мысли о полячке.)
3.Сечь.
- Как принимают в Сечь? Почему это так важно?
4.Из-за чего возникает решение идти в поход?
(В Сечь приходят вестники с сообщением о том, что на Украине, «уже святые церкви не наши, ксендзы ездят на таратайках по всей Украине, а запрягают православных христиан. Гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу.)
5.Осада Дубно
-Как ведут себя в бою Остап и Андрий?
(Остап хладнокровен, расчетлив.
Андрий не знал, что такое обдумывать.)
-Почему расходятся пути братьев?
(Андрий уходит в город. Есть мнение, что Андрий совершает благородный поступок, спасая от голодной смерти полячку и ее семью.)
-Считаете ли вы благородным поступок Андрия?
-Какие заповеди нарушает Андрий?
(2 заповедь Закона Божия: «Не сотвори себе кумира»;
5 заповедь Закона Божия: «Чти отца твоего и матерь твою, и да благо ти будет, да долголетен будеши на земли»)
Весь мир для него сосредоточен в одном человеке, кумире, который он сотворил для себя. Страшная степень ослепления прорывается в его монологе, обращенном к полячке: «Что мне отец, товарищи и отчизна?.. Нет у меня никого! Никого, никого! Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша…Отчизна моя – ты! И понесу я отчизну сию в сердце моем.… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
Но никакая любовь не может извинить предательства. Отец, отчизна даны каждому из нас Богом. И предательство по отношению к отцу, родине неизбежно означает и бунт против Бога.)
-В каких словах выражена авторская оценка?
(И погиб козак! Пропал для всего казацкого рыцарства.) (Слайд №7)
-Как продолжается падение Андрия?
(По словам Янкеля, пан Андрий обещал прогнать запорожцев: «Янкель, скажи отцу, скажи брату, скажи козакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец – теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ – не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми!».
Все нравственные ценности у Андрия смещаются, и то, что было родным, теперь становится враждебным. Он действительно становится «чертовым сыном», ведь он заявлял о том, что продаст, погубит за любовь полячки «все что ни есть», а значит и душу свою.)
-Почему Остап становится куренным атаманом? (Слайд №8)
6.Речь о товариществе. (Слайд №9)
-Когда и кто произносит речь о товариществе?
-В чем современность ее?
7.За что умирают козаки?
-Их последние слова?
8.Андрий в бою на польской стороне.
(Остановился Тарас и глядел на то, как чистил перед собой дорогу, сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Как? Своих? Своих, чертов сын, своих бьешь?»)
9.Сыноубийство здесь грех или нет? (Слайд №10)
(Отец становится орудием возмездия для Андрия. Для Гоголя, как истинно верующего человека, отец – это не только тот, кто породил тебя,
но и Бог, которого в молитвах мы называем Отче наш. И таким же страшным предстанет он перед нами в момент решения нашей посмертной участи, если мы не успеем покаяться, не возвратимся, как блудные дети из «страны далече».
Андрий и перед смертью остается верен только своему кумиру: «Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его, как произносил чье-то имя: но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».
Возвращение этого «блудного сына» не состоялось, слишком далеко зашла его душа. Он хотел жить по своей воле, отринув отца, родину, данных ему Богом. Он не чувствует над собой воли Божией, потому так легко укореняется в душе его страсть, затмевающая весь остальной мир.)
10.Смерть Остапа. (Слайд №11)
-Почему так важно Остапу, чтобы отец был рядом?
(«Отче» - наше обращение к Богу. Иисус Христос на кресте обращается к Отцу Небесному. Остап обращается к отцу земному, данному ему Богом. И как Бог не может не отозваться на молитвы сынов человеческих, так и Тарас не может не отозваться на призыв сына.)
11.Смерть Тараса. (Слайд №12)
-О ком думает Тарас в последние минуты жизни?
Прослушивание песни.
«Встань за веру, Русская земля».
Вывод. (Слайд №13)
В чем же проявляется патриотический пафос повести?
Ее идея?
(Нет ничего дороже Родины и веры Православной для истинного патриота. Нет для воина славнее смерти, чем смерть за Родину.
Предательство Родины, веры предков, товарищества не имеет прощения.)
-Есть ли сейчас примеры героизма, самоотвержения, веры до самоотречения? (Слайд №14)
Пограничник Евгений Родионов попал в плен в феврале 1996года. Он погиб под Бамутом в день, когда ему исполнилось 19 лет. Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться в живых, пусть снимет с себя нательный крестик». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трёх месяцев. Потом убили – отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику – даже с мёртвого они не посмели его снять. (Слайд №15)
Под пыткой, не отрекшись от Христа,
Он в лучший мир ушел, как победитель,
России, Православия хранитель.
Душа его невинна и чиста…
Ответив извергам на искушенье «Нет!»,
Он гордо крест свой нес к своей Голгофе,
Хоть не крутой спецназовец, не профи –
Вчерашний школьник, девятнадцать лет.
Казненный под Бамутом в день рожденья,
В день славного Христова Вознесенья,
Шагнул в легенду, прямо на иконы
Простой солдат Евгений Родионов.
Помолимся же, братья, за солдата,
Чье имя для России ныне свято;
Недаром уже годы днем и ночью
Его иконы в храмах мироточат…
Сергей Сухонин, 2008 г
Вместе с Евгением попали в плен еще три его товарища.Четыре молодых солдата: Евгений Родионов, Игорь Яковлев, Андрей Трусов, Александр Железнов - погибли, не захотев отречься от Православной веры. (Слайд №16)
А могли бы остаться в живых. Для этого надо было снять нательный крестик и назвать себя мусульманином. Но они этого не сделали.
От ребят требовали сознательного отречения от Христа. Если пленник упорствовал, в ход шли побои, издевательства, унижения. Если и это не помогало, оставалось последнее – смерть. Некоторые не выдерживали. Перешли на сторону бандитов. Они думали, что просто поменяют веру в плену. Но потом, когда вернутся домой… Нет, обратного хода нет. Это первый шаг. Второй шаг: заставили расстреливать пленных, что они и делали в лагере. Есть много свидетелей тому. А потом один из них отказался перед камерой телевидения от родной матери. Он сказал: «У меня нет матери, у меня – только Аллах».
Сильные Духом ребята погибли, не предав Матери, Родины, Православной веры.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=3_ALeihw-Bw
https://educontest.net/component/content/article/5330
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.