Арабы в VI – XI веках. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
Арабы в VI – XI веках. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
Комментарии преподавателя
1. Аравия до ислама.
Природа и население Аравии в средние века. |
Огромный полуостров Аравия, площадь которого равна 3 млн кв. км, т. е. примерно четвертой части Европы, и примыкающие к нему районы Сирийской пустыни с древнейших времен были заселены арабами.
Социально-культурный и экономический уровень развития различных областей этого региона был неодинаков.
Природные условия Аравии определили деление ее населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. На юге, в Йемене, где были значительные водные ресурсы, еще в I тысячелетии до н, э. сложиласьразвитая земледельческая культура, опиравшаяся на сложную систему ирригации. Но кочевники-скотоводы (бедуины) составляли основное население полуострова.
Племена бедуинов в VI—VII вв. переживали процесс разложения первобытно-общинного строя. У них выделялась племенная знать, владевшая крупными стадами и пытавшаяся присвоить общинные пастбища. Появились и зависимые бедные люди, вынужденные работать на своих богатых сородичей.
Хотя связь с родом и племенем оставалась еще достаточно крепкой; социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. Уровень развития и имущественное положение отдельных племен также были различными.
Значительное распространение у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из Африки. Рабы использовались и в скотоводческих хозяйствах, и у оседлого населения. Однако рабский труд не был в этот период основой экономического строя.
Среди арабов были также и жители городов, самые крупные из которых возникали в оазисах на старинном торговом пути из Византии в Африку и Индию, который шел вдоль Красного моря. По ним купцы провозили товары из глубин Азии на Запад. Самым крупными были города Мекка и Ясриб. В Мекке каждую весну проводились ярмарки.
Аравийские бедуины. |
Вместе с купеческими караванами в Аравию из других стран проникали философские и религиозные идеи. Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан. Среди жителей городов было немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками, каждое племя имело своего бога-покровителя. Главным святым местом для всех арабов был старинный храм Кааба («куб»), располагавшийся в центре Мекки, которая уже тогда была религиозным центром Западной Аравии. Ключами от Каабы владело жившее в Мекке племя курейш. Этот храм связан с упавшим с неба на землю камнем, которому поклонялись с древних времен, и с культом бога племени курейш — Аллаха (от араб. илах — «хозяин»). Внутри и вокруг святилища арабы-язычники поставили 360 идолов.
Среди бедуинов не было единства: множество племен и родов вели между собой вражду из-за пастбищ. Племенные вожди из богатых родов возглавляли набеги, выбирали места для кочевий, разбирали ссоры между соплеменниками. Рабы-пленники работали на них.
В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, позднее на севере полуострова укрепилась Византия. Торговля быланарушена, бедуины лишились доходов от караванной торговли, а племенная вражда еще более ухудшала положение. Объединение разоренных арабских племен, к тому же поклонявшихся разным богам, стало насущной необходимостью, потому что только вместе арабы могли противостоять завоевателям.
Явно определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.
2. Мухаммед. Рождение ислама.
Пророк Мухаммед. Французская гравюра. 17 в. |
Стремление преодолеть племенную разобщенность и создать единое Арабское государство выражалось в тот период впроведении поклонения единому богу, в преодолении староарабского политеизма. В Мекке таким проповедником сталМухаммед (570-632) происходивший из бедного рода Хашмитов племени курейш.
Новая религия - ислам, или мусульманство, возникла по преданию около 610 г. Однако в Мекке она не встретила широкойподдержки. Мекканская знать опасалась, что новая религия приведет к падению культа святилищ Каабы, а это могло бы повредить политическому влиянию Мекки и ее торговым связям с арабскими племенами. Последователи Мухаммеда подвергались преследованиям, что вынуждало их переселиться в оазис Ясриб (Медину). Переселение, по преданию, произошло в 622 г. Год переселения (по-арабски «ходжа») был принят впоследствии за начальную дату мусульманского летоисчисления.
В Медине Мухаммед нашел благоприятную почву для распространения новой религии и своего политического влияния. Арабские племена Медины были враждебно настроены по отношению к верхушке мекканских курейшитов, и потом они были готовы поддержать проповедника единобожия, который враждовал с их врагами. Во главе с Мухаммедом они началивооруженную борьбу с Меккой, нападая на ее торговые караваны. В ходе этой борьбы многие племена Аравии, враждебно настроенные по отношению к мекканским ростовщикам и купцам, стали действовать совместно с мусульманами.
Явление архангела Джабраила Мухаммеду. |
Борьба продолжалась до 630 г., когда после долгих переговоров Мухаммед заключил с мекканской верхушкой соглашение, по которому мекканцы обязались признать религиозную и политическую власть Мухаммеда и принять его учение — ислам. Для себя же они добились признания Мекки религиозным центром, а Каабы — главным святилищем ислама.
Причина подобного отношения курейшитов Мекки к новой религии и ее пророку заключалось в том, что ислам к этому времени стал политической силой, способной объединить Аравию. Мекканская купеческая верхушка решила использовать эту силу всвоих интересах и возглавить объединение Аравии под лозунгом обращения всех арабов в ислам.
Полное объединение Аравии и обращение (во многих случаях чисто внешне) ее населения в ислам произошло уже после смерти Мухаммеда, в правление его ближайших преемников — первых двух халифов.
Первым халифам пришлось вооруженным путем подавлять вспыхнувшие во многих районах Аравии сепаратистские мятежи, возглавлявшиеся лжепророками. Эти восстания отражали социальные противоречия в арабском обществе между рядовыми членами племен и феодальной знатью. Восстания были подавлены, но острые социальные противоречия были просто загнаны внутрь.
Наилучшим средством примирения массы арабов, особенно бедуинов, с новым государством и исламом была политика широких завоеваний, сулившая новые земли и богатую военную добычу. Именно в этом направлении и начали действовать первые халифы.
Во внутренней же жизни мусульман важную роль стал играть шариат — комплекс правил и установлений, предначертанных самим Аллахом и потому неизменных. Шариат включает в себя религиозные, нравственные, юридические, бытовые правила, которыми должен руководствоваться последователь ислама в своей жизни. Согласно Корану государство не нуждается в иных законах и правилах, кроме записанных в Коране. Коран запрещал ростовщичество, воровство, употребление вина, разрешал многоженство.
Переплет Корана - священной книги мусульман. |
Таким образом, возникновение мира ислама относится к VII в. В Средние века он включил в себя многие страны и народыАзии, Африки и Европы и стал реально соперничать с другими мировыми религиями.
3. Образование Арабского халифата в период раннего средневековья.
Так случилось, что окончательное объединение Аравии в единое государство и образование Арабского халифата произошлопосле смерти пророка Мухаммеда. Еще при его жизни начались завоевательные походы арабов.
Их противниками стали могущественные державы — Византия и Иран. Арабы разгромили и подчинили себе Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет, а священный для иудеев, христиан и мусульман Иерусалим во избежание возможных при штурме разрушений религиозных святынь сдался им добровольно.
Священный камень Кааба в Мекке. |
До начала VIII в. арабские завоеватели оставляли в покоренных странах местные порядки. В ходе завоеваний значительная часть арабов переселилась на новые, более привлекательные места. Часть из них перешла к оседлому образу жизни, другие оставались кочевниками.
Огромные завоевания и богатая военная добыча способствовали еще большему расслоению и углублению социальных противоречий в арабском обществе. Особенно это стало ощущаться при третьем халифе — Османе, который вместе со своим окружением, принадлежавшим к мекканскому роду Омейядов, порвал с прежними военно-демократическими порядками и стал проводить политику в интересах арабской аристократии.
4. Сунниты. Шииты. Хариджиты.
Это вызвало недовольство в низах арабского общества. В оппозицию к Омейядам встали также многие враждебные им феодальные семейства. Недовольные группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Сторонников Али стали называть шиитами (шиа по-арабски «группа», «партия»). Первоначально шииты были лишь политической группировкой и только впоследствии превратились в особое религиозное течение в исламе.
Главное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к зятю пророка Мухаммеда—Али и затем наследоваться его потомками Алидами. Своих приверженцев Али приобрел и в завоеванных арабами областях. В конце концов в 656 г. халиф Осман был убит восставшими шиитами. По их же требованию четвертым халифом был избран Али.
Мечеть Омейядов в Дамаске. 8 век. |
Аристократическая верхушка, в том числе род Омейядов, отказалась признать Али. В результате началась гражданская война, в которой поддержка народа была на стороне нового халифа.
Однако сам Али действовал очень нерешительно, и, разочаровавшись в своем вожде, часть его бывших сторонников покинула халифа. Отошедшая от Али группировка получила название хариджиты («ушедшие»).
Хариджиты выступили за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали
- строй социального равенства,
- общее владение землей,
- равный раздел военной добычи.
Они требовали, чтобы халиф выбирался всеми мусульманами. Впоследствии они также составили особую секту.
Сторонники же официального «первоначального» течения в исламской религии назывались суннитами.
Сунниты признавали в качестве Священной книги не только Коран, но и Сунну — Священное Предание, рассказ о становлении ислама, включавший в себя и собрание рассказов из жизни Мухаммеда и первых халифов.
После убийства Али власть в стране захватили халифы из рода Омейядов, опиравшиеся на суннитов. Основателем династии Омейядов стал халиф Муавия I, которому удалось сделать власть халифов наследственной.
5. Арабские завоевания в VIII веке.
Арабские завоевания. Схема. | Арабские завоевания. Карта. |
В начале VIII в. в Северной Африке они подчинили себе племена берберов и обратили их в ислам.
В 711 г. арабы переключились на Европу, на Пиренейский полуостров и завоевали почти полностью королевство вестготов (Испанию). Но в дальнейшем при столкновении с франками в 732 г. арабы были отброшены на юг.
На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию. Они не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.
6. Распад халифата.
Кордовский халифат в 8 - 10 веках. |
Исторический центр в Кордове. |
Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию.
Жители завоеванных стран
- не имели права носить оружие,
- должны были отличаться от арабов одеждой,
- ездить верхом только на мулах,
- им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.
В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.
Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.
Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.
В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан.
Под властью багдадского халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.
К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими изСредней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана.
К занятию прикреплены файл " Это интересно! " и файл "Тест". Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .
Использованные источники:
- ttps://www.youtube.com/watch?v=gl8Dl_czvUs
- https://www.youtube.com/watch?v=Er15G19D5X4
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/
- http://x-uni.com/istoriya/6-klass/video/araby-i-musulmanskiy-mir