5 класс. Русский язык. Глагол. ( урок 146-162 )
5 класс. Русский язык. Глагол. ( урок 146-162 )
Комментарии преподавателя
Игра-путешествие на уроке русского языка в 5-ом классе
по теме: "Морфологический разбор глагола".
Космическое путешествие в галактику “Глагол”.
Цели:
-повторение морфологических признаков имени существительного;
-закрепление знаний о глаголе (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры;
-обучение умению делать морфологический разбор глагола.
-создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
-воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения к общему дому-планете- Земля, эстетического вкуса.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, флеш-накопитель с презентацией урока «Приложение-1», раздаточный материал: « Признаки глагола»-приложение-2, «Бортовой журнал»-приложение-3, карточки с оценками «4», «5».
План и ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
а)( Упр. № . Фронтально)
б) Повторение признаков имени существительного, определение синтаксической роли имени существительного и глагола.
Слово учителя.(Прил.-1.)Слайд №1 (Тема урока).
- Сегодня мы совершим космическое путешествие в галактику “Глагол” под кодовым названием: “Морфологический разбор глагола”. Но сначала нужно получить допуск к полету. А для этого необходимо пройти небольшой тест.
-Вы и раньше совершали путешествия по частям речи русского языка.И теперь предстоит вспомнить признаки имени существительного.
Вопрос: как вы думаете, мы будем их вспоминать в любом порядке или каком-то определенном?
(Признаки имен существительных делятся на постоянные и непостоянные.)
-Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
Учитель.-А теперь проверим, справились ли мы с вами с этой частью теста на допуск к полету.(Признаки имени существительного) Слайд № 2.
1
-Молодцы, но нас ждет еще вторая часть теста. Это текст, в нем нужно найти глаголы и, задав вопрос, подчеркнуть как члены предложения.
3.Работа у доски. Написание и комментирование текста «Полет.»
Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет в открытом космосе. Космонавты уже видят мерцающие звезды.
Ученики задают вопросы от существительного к глаголу, подчеркивают глагол (сказуемое).
Учитель.-И тут вы молодцы, справились с заданием. Вы все допущены к полету!
На столах у учеников – листы с напечатанными ракетами. (Приложение 2).
-Теперь нужно подготовить свои космические корабли. Для этого на ракете запишите себя командирами и загрузите глаголы для исследований в космосе. Корабли, находящиеся справа по борту, загружают глагол – «оторвался», а корабли, находящиеся слева по борту, глагол – «начнется».
(Ученики и учитель записывают свои глаголы на ракетах.)
Учитель.-Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах! На старт! Пуск!
Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо. Слайд № 3.
4. Уточнение целей урока, их конкретизация.
Учитель.-Задача сегодняшнего нашего путешествия - повторить морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор глагола.
Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики “Глагол”.
Пока мы в пути к галактике, необходимо изучить карту галактики и маршрут следования внутри нее. Планеты и их спутники – морфологические признаки глагола.
5. Повторение морфологических признаков глагола. Слайд № 4.
Учитель. -Эта карта немножко волшебная. Планеты на ней уже нанесены и даже есть их названия. А вот спутников не видно. Чтобы их увидеть, нужно назвать.
(Работа с таблицей слайда (морфологические признаки, способ их определения).
По мере определения признаков, появляются “спутники”. Определяются некоторые связи, например, что лицо можно определить только в прошедшем времени и т.д.
Вопрос: ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что-то очень важное для нас? (Синтаксическая роль глагола).
Вопрос: почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого?
(Так обозначены постоянные и непостоянные признаки глагола.)
2
6. Объяснение новой темы урока. Слайд № 5-6.
Учитель.-Вот теперь вы готовы к посещению самой галактики. Прослушайте мои инструкции. Нас ждет исследовательская деятельность. Поэтому мы должны в сектора ракет с планет и их спутников собрать необходимую для наших глаголов информацию, т.е. ее записать. (Ученики в таблицу “Ракета” ( Приложение-2) записывают морфологические признаки своих глаголов. Учитель, проходя по рядам, проверяет их записи, обращая внимание на правописание языковых терминов.
В конце работы проверяют по слайду-7.
7. Закрепление материала.
Учитель.-А теперь, как и положено в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. А чтобы вы не запутались, перед вами будут вот такие небольшие карты галактики “Глагол”. (Прил-3)
-Сначала вы потренируетесь это делать вместе со мной. Мы сделаем морфологический разбор глагола, который на борту моей ракеты. Слайд № 8.
(Учителем обращается внимание на правильное сокращение слов, постановку знаков препинания.)
8. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.
Учитель.-Спасибо, вы мне очень помогли. Вряд ли бы мне удалось так быстро и хорошо справиться с этой работой без вас. А теперь и вы должны выполнить свои отчеты. Для этого перед каждым из вас лежит “Бортовой журнал”. Слайд-9
В нем вы должны сделать морфологический разбор своего глагола. А я буду вам помогать. (Приложение №3)
9. Проверка выполнения самостоятельной работы.
Учитель.-А теперь проведем небольшую научную конференцию не тему “Морфологический разбор глагола”.
(По окончании работы ребята устно проговаривают свои разборы.).Слайд № 10.
-Поднимите руки, кто сделал эту работу без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Молодцы!
10. Итог урока.
-Ну что ж. Пришло время покидать галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь “Звездные врата”. А там нас ждет житель галактики, служащий, который задаст несколько вопросов. Но первый вопрос мой, чтобы нам подготовиться к встрече с ним: “Путешествуя по галактике “Глагол”, какую тему русского языка мы изучали?” (Тема: “Морфологический разбор глагола”).Слайд-11
3
-Теперь я вас отпускаю на беседу с этим инопланетянином. Ответьте на все его вопросы, и мы сможем отправиться снова на Землю. Внимание! Мы на связи с “Звездными вратами”. Следите за вопросами: они будут исчезать только тогда, когда вы будете правильно отвечать.
11.Домашнее задание .Слайд №12.
-На все вопросы хранителя Звёздных врат мы ответили правильно и теперь можем возвращаться домой. Слайд--Вы все с этим справились. И на пути к Земле должны получить задание на дом, чтобы ваш отчет был полным).
-Составить связный текст или отдельные предложения с данными глаголами. ----------Сделать морфологический разбор 2-3 глаголов: Живешь, смотришь, дышишь, береги, охраняй, украсят, сохранят, любовались бы, помнили бы.
12. Заключительная беседа. Слайды №13-14-15.
-Ребята, как вы думаете, приятно ли возвращаться домой? (…)
-А куда возвращаемся мы сейчас? (...)
-Можно планету Земля назвать общим домом всего человечества? (…)
-Планета наша кажется очень большой, но на звёздной карте она видится маленькой звездочкой. Что необходимо делать , чтобы эта звёздочка не погасла? И был дом, в котором будут жить вы, ваши дети и внуки? (…)
13. Выставление оценок. Слайд №16 (Полет к Земле). Прослушивание песни « Земля в иллюминаторе».
-Вы все успешно провели этот полет. Капитаны кораблей, которые были более других активны и показали свои отличные и хорошие знания получают карточки с оценками “5” и “4”, на обороте они пишут имя и фамилию, оценка выставляется в журнал.
14. Окончание урока.