5 класс. Русский язык. Глагол. ( урок 146-162 )
5 класс. Русский язык. Глагол. ( урок 146-162 )
Комментарии преподавателя
Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)
Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.
Оборудование: карточки с заданиями, учебник.
Ход урока.
- I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.
Разминка-установка.
Этот знак – хитрый знак.
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так
Это сделал мягкий знак.
II Актуализация знаний.
- Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?
- Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.
- Приведите примеры.
- Уголь, соль, коньки и т. д.
- Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?
- Разделительный мягкий знак.
- Примеры?
- Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.
- В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?
- -Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед
е, ё, ю, я, и.
- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.
Тишь Дочь рожь |
Беречь Стеречь Жечь |
- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?
- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.
- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?
- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы.
Таблица-круг «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»
- Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.
III. Постановка темы и целей урока.
Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».
Какие цели урока? (закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)
- В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?
- Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.
- Формирование умений и навыков
-На доске задание: нужно поставить глаголы, данные во втором лице, ед. ч.
- несу веду
бью звоню
грызу вить
сплю ждать
сижу говорю
гудеть запираю
2. Проспрягайте глагол бью.
бьешь бьет |
бьете бьют |
- - Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?
- -ёшь
- после шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.
- Здесь ь является грамматическим показателем.
- -В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..
V. Работа по карточкам
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»
Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась, pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!
А) Учащиеся читают текст.
В) Определяют тему и основную мысль текста.
Г) Выписывают выделенные глаголы, ставят их во 2-ом лице ед. ч. выделяют орфограмму.
VI. Развитие речи. Рассказ учащихся о своей маме.
VII. Физкультминутка.
- Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.
3) - Ребята, мы прочитали стихотворение и текст о маме.
- Уважать, любить мам. Ведь любовь матери не знает преград, всем мы обязаны им.
- -Да, ребята, каждый должен любить свою маму. По словам Ю. Яковлева, любовь к Родине начинается именно с любви к матери.
VIII. Работа с учебником. Выполнение упр.702
IX. Игра «Найди ошибки»
- - Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?
- Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.
Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.
X. Взаимопроверка.
XI. Самостоятельная работа.
1. В каком ряду во всех словах пропущен ь?
- 1) слышиш…, береч…, малыш…
2) меч…, брош…, нож
3) гореч…, стрич…, дышиш…
4) ноч…, камыш…, рож…
2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.
Вставлять палки в колеса – (мешаешь)
Обвести вокруг пальца – (обманешь)
Выбиться из сил – (устанешь)
Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)
Зарубить на носу – (запомнишь)
XII. Итог урока.
-Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?
XIII. Рефлексия
- XIV. Выставление оценок. Домашнее задание стр. 276 упр.701
1. Прочитайте стихотворение
2. Определите тему и основную мысль
3. Выпишите выделенные глаголы, поставьте их во 2-ом лице ед. ч., выделите их окончания.
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»
Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась, pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!
Отредактируйте пословицы
- Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.
1. В каком ряду во всех словах пропущен ь?
1) слышиш…, береч…, малыш…
2) меч…, брош…, нож
3) гореч…, стрич…, дышиш…
4) ноч…, камыш…, рож…
2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.
- Вставлять палки в колеса –
- Обвести вокруг пальца –
- Выбиться из сил –
- Пропустить мимо ушей –
- Зарубить на носу –
- 1. Прочитайте стихотворение
2. Определите тему и основную мысль
3. Выпишите выделенные глаголы, поставьте их во 2-ом лице ед. ч., выделите их окончания.
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»
Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась, pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это — мама!
Отредактируйте пословицы
Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится — будеш с сумой волочится.
1. В каком ряду во всех словах пропущен ь?
1) слышиш…, береч…, малыш…
2) меч…, брош…, нож
3) гореч…, стрич…, дышиш…
4) ноч…, камыш…, рож…
2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.
Вставлять палки в колеса –
Обвести вокруг пальца –
Выбиться из сил –
Пропустить мимо ушей –
Зарубить на носу –