5 класс. Русский язык. Способы словообразования
5 класс. Русский язык. Способы словообразования
Комментарии преподавателя
Словообразование
В этом уроке будем изучать способы образования новых слов. Способов образования слов много. Все они изучаются в особом разделе науки о языке, который называется словообразованием.
Слова в русском языке образуются на основе исходного слова, словосочетания, реже – предложения.
Так, для слова туманный исходным словом является туман, для слова приходить – ходить, для слова футболист – футбол. Слово подснежник образовалось от существительного с предлогом под снегом, а слово спортплощадка от словосочетания спортивная площадка.
Лексическое значение слова заключено в его основе.
В зависимости от условий образования слов основы могут быть:
– непроизводными;
– производными;
– производящими.
Виды основ слова
Непроизводная основа слова.
Её название говорит само за себя. Это основа, не образованная ни от какого другого слова. Непроизводные основы в словах дом, белый, один, смотреть, продать, завтра.
Производная основа.
Это основа, образованная от другого слова. Она всегда сложнее по составу – включает в себя словообразовательные суффиксы или приставки или сразу несколько морфем (и суффикс, и приставку).
Производные основы в словах: комнатушка, домашний, побелевший, посмотревший, завтрашний. Замечаем, что производные основы по смыслу сложнее: морфемы вносят в слово дополнительный оттенок значения: комната + ушк = комнатушка (суффикс внёс доп. значение «маленькая»).
Основа, от которой образовано слово, является производящей. Она, как источник для дальнейшего образования слов.
Так, основа дом- является производящей для слова домашний, бел- для белеть, -беле- для белевший, побеле- для побелевший.
Производное и производящее слово образуют словообразовательную пару.
Слово дом непроизводное, но производящее для слов домик, домище, надомный.
Слова домик, домище, надомный производные от слова дом. Образуются пары (производящее слово + производное слово): дом-домик, дом-домище, дом - домашний.
Способы образования слов
«Как растут слова»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)
Слова русского языка образуются следующими основными способами:
– с помощью морфем;
– путём сложения частей слов;
– путём перехода одной части речи в другую.
Вспомним, что в образовании слов участвуют такие морфемы, как приставка и суффикс. Они так и называются словообразующими морфемами.
В зависимости от того, какая морфема участвует в образовании новых слов, выделяют несколько способов:
– суффиксальный;
– приставочный;
– приставочно-суффиксальный.
При образовании слов приставочным способом к исходному (производящему) слову присоединяется приставка.
Обозначим этот способ схемой:
При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное. Так образуются имена существительные:
Суффиксальный способ более сложный по сравнению с приставочным, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе.
Слово белизна образовалось от основы слова белый (бел-) при помощи суффикса -изн-.
Схема этого способа может выглядеть так:
Таким способом образовались слова всех самостоятельных частей речи.
При помощи суффикса могут образовываться слова той же части речи: дождь – дождинка (от имени существительного дождь образовалось тоже имя существительное, только с дополнительным значением: дождинка).
Чаще всего суффиксальным способом образуются слова другой части речи: от основы глагола прыгать образовалось существительное прыгун, от основы прилагательного белый наречие бело, от основы глагола учить существительное учитель.
Сложность этого способа в том, что основа слова иногда изменяется: отсекается её часть, как, например, при образовании слова заготовка: заготовить – заготовка (от основы отсеклась буква и), может измениться звуковой состав основы, произойти чередование звуков (внук-внучок) - чередование к//ч.
При образовании слов приставочно-суффиксальным способом участвуют одновременно две морфемы: приставка и суффикс. Этот способ можно представить схемой:
Таким способом образовались слова подснежник наездник, безоблачный, размечтаться, по-дружески и мн. мн. др.
Правильно определить способ образования того или иного слова помогает словообразовательный ряд или словообразовательная цепочка. В цепочке будет отражаться последовательность образования слова. Эту цепочку можно записать, используя стрелки:
Слово учительница образовалось от учитель, а учитель от учить. Получается цепочка:
Таких рядов может быть у некоторых слов не один, а много, например, у слова облако:
Такие группы слов, которые включают в себя словообразовательные цепочки или ряды называют словообразовательными гнёздами.
Способ образования слов с помощью сложения основ
Рассмотрим следующий способ образования слов. Это сложение. При помощи сложения складываются две и более основы. Соединяются основы при помощи соединительных гласных о, е или без них. Основа слова + (o//е) + основа слова.
По этой схеме образовались сложные слова пароход (пар+о+ход), сталевар (сталь+е+вар).
Сложные слова могут образовываться путём сложения основ с прибавлением суффиксов: Сложением двух слов, по схеме: целое слово + целое слово образовались слова лётчик-испытатель, диван-кровать, а также слова телепередача (теле+передача), автошкола (авто+школа). Первая часть этих двух слов иностранного происхождения.
Образование слов с помощью перехода из одной части речи в другую
Иногда слова переходят из одной части речи в другую.
В предложении: «Больной ребёнок уснул» больной – это имя прилагательное, а в предложении «Больной уснул» больной – имя существительное. Таким образом, осуществился переход из одной части речи в другую.
Велико значение словообразования. В нашем языке постоянно образуются новые слова. Словообразование помогает нам изучать свой язык, историю своего языка и иностранные языки, проникать в смысл слова, выражать оценку и показывать отношение к предмету, действию, признаку. Выразительные возможности морфем в слове используют поэты и писатели в своих произведениях.
По этой теме важно запомнить, что словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. В зависимости от условий образования основы слов могут быть непроизводными, производными, производящими.
Слова русского языка образуются с помощью морфем (суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным способом), путём сложения частей слов и путём перехода одной части речи в другую.
Это основные способы словообразования. Правильно определить способ образования того или иного слова помогают словообразовательный ряд (словообразовательная цепочка) и словообразовательные гнёзда. В случае затруднений следует обратиться к «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=xYBg4jCQdyU
http://www.youtube.com/watch?v=wTzT20_k0Qs
заставка http://www.youtube.com/watch?v=mnPZ5n0K6DA
http://www.youtube.com/watch?v=gd2siVEYSss
http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Sposoby-obrazovaniya-slov.-Slozhenie-osnov
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.