Повторение и систематизация изученного. 5 класс (урок 165-170 ).

Повторение и систематизация изученного. 5 класс (урок 165-170 ).

Комментарии преподавателя

Цель урока: Повторить правописание групп приставок (с-, на з-/с-, при-/ пре- и т.д.)

Задачи урока:

  • Повторить орфограммы приставок.
  • Отработать умение находить слова с приставками, объяснять их написание.
  • Провести комплексное повторение орфограмм в различных частях слова.
  • Расширить словарный запас учащихся.
  • Развивать внимание, наблюдательность, интерес к изучаемому материалу.

 

Ход урока

1. Организационный момент. Звенит звонок, начинается урок.

Запись числа в тетрадь.

2. Словарная работа.

1. Повторение написания словарных слов.

На доске слова с пропущенными буквами.

Ж...лезо, к...мыш, з...бава, к...п...тан, ист...на, ж...лать.

Ученики по цепочке выходят к доске, вставляют пропущенную буквы, называют орфограмму. (Непроверяемая безударная гласная в корне)

Д2. ифференцированная работа со словарными словами.

Ребята, подберите и запишите к данным словам родственные слова. Те ученики, у которых на столах красные метки, подбирают родственные слова к словам, записанным красным мелом. Те, у кого синие метки, - к словам, записанным синим мелом.

(2 ученика работают на обратной стороне доски)

3. Проверка.

Прочитайте слова, которые у вас получились.

- Какие части слова помогли образовать новые слова? Выделите их.

- Как называется часть слова, стоящая перед корнем?

3. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы повторим орфограммы приставок.

4. Повторение изученного материала. Активизация знаний учащихся.

- Какие приставки вы знаете? (дети перечисляют известные им приставки, учитель записывает на доску)

- Что вы знаете о правописании данных приставок?

- Давайте сравним ваши ответы с ответами учеников на с.. в учебнике Рубрика “Вспомни...”. Чтение ответов Жени, Кости и Маши.

- Согласитесь ли вы с ребятами? (Да, ребята правы)

- Значит, на какие группы мы можем разделить данные приставки?

1 группа – приставки, которые всегда пишутся одинаково: за-, на-, над-, о-, об-, от-, пере, по-, (па- только под ударением паводок, пасынок), под-, пред-, про- кроме прадедушка, прабабушка), в-, во-, вы-, до-, с-, у- и другие.

2 группа – написание приставок зависит от того, с какого звука начинается корень слова: без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, через-/черес-.

3 группа – приставки, правописание которых зависит от смысла: пре- и при-.

5. Закрепление правописания приставок.

1) Работа с текстом. Развитие орфографической зоркости.

- Ребята перед вами лежат листочки с текстом (Приложение 1.) Прочитайте текст. Найдите слова с приставками, выделите приставки.

- Проверяем (открыть доску с правильными ответами)

2) Закрепление правописания приставки с- и приставок на з-/с-.

- Подумайте, почему среди данных слов нет слова ЗДЕСЬ? (Потому что з- является частью корня, написание слова запоминаем ( в словаре).

Чтобы лучше запомнить написания этого слова и еще некоторых других, послушаем стихотворение (читает подготовленный ученик).

Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово ЗДАНИЕ?
Всё учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове ЗДЕСЬ.
Помни все условия,
Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.
Чтобы смысл не повредить,
З нельзя в них отделить.
...десь, ...доровье, ...дание (на доске карточка)
Лишины содержания.
Верните З, и снова
Заговорят три слова. (на доске карточка)
Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет. (на доске карточка)

3) Работа в тетради “Пишем грамотно”. С... упр... – записать слова с приставкой с-.

- Внимательно посмотрите на слова, в которых вы отметили приставки. Назовите слова, в которых приставки оканчиваются на з-/с- (ученики называют слова)

- Отчего зависит написание букв з-/с- в приставках. (дети проговаривают правило: если корень начинается с глухого согласного – пиши в приставке с-, если корень начинается со звонкого согласного – пиши в приставке з-.

4) Работа по учебнику.

Уч.с... упр.. - закрепление правописания приставки с- и приставок на з-/с-. Распределить слова по столбикам. (3 ученика у доски)

- Можно ли сразу определить, слова с какими корнями будут записаны в 3 столбике? Как? (Да, корни –пис- и –полез-, т.к. они начинаются с глухого согл.)

Записать по 3-4 слова.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.

Уч.с... упр... – Отработка правописания слов с приставками, активизация словарного запаса учащихся.

Учащиеся читают предложения, слова в скобках заменяют родственными словами с необходимыми приставками и записывают их в тетрадь, графически объясняют написание приставок.

(Слова, записанные в тетради: разглядывая, прочитал, пробиралась, достала, припрятанные, съела, нашел, отбежала, оставила, сделала, подумать, запомнила.)

6. Повторение пройденного материала.

Работа по вариантам. Уч.с... упр...

Отработка умения определять место орфограммы в слове, развитие орфографической зоркости.

  • 1 вариант – слова с орфограммой в приставках.
  • 2 вариант – слова с орфограммой в корне.
  • 3 вариант – слова с орфограммой в суффиксе.

(Слова записанные в 2 столбика: подснежник - в приставке под- и суффиксе - ик-

закладка - в приставке за- и корне – клад-)

Проверка.

7. Итог урока.

- Орфограммы какой части слова повторяли?

- О чем должны помнить, записывая слова с приставками?

8. Домашнее задание.

Уч.с... упр....

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.