Повторение и систематизация изученного. 5 класс (урок 165-170 ).
Повторение и систематизация изученного. 5 класс (урок 165-170 ).
Комментарии преподавателя
Тема: Орфограммы в окончаниях.
I. Тест.
1. Буква А пишется в слове:
а) погл..щать пищу;
б) спл..тить ряды;
в) пом..гать ближнему;
г) препод..ватель истории.
2. Буква О пишется в слове:
а) пл..нирование работы;
б) вскл..коченный чуб;
в) пенятся в..лы;
г) нак..лить железо.
3. Буква Е пишется в слове:
а) обл..денелая дорога;
б) разл..новать бумагу;
в) ед..ничный вектор;
г) зав..нтить гайку.
4. Буква И пишется в слове:
а) св..ла с ума;
б) впр..гать лошадь;
в) об..жать вокруг дома;
г) прив..дение в замке.
5. Буква Я пишется в слове:
а) прист..жной воротник;
б) неисс..каемый источник;
в) разр..дить всходы;
г) ув..дать в зеркале.
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) проц..дить, выд..ржать, обв..нять;
б) выпр..мить, удес..терять, вы..вить;
в) д..ревянный, выч..слять, разд..ваться;
г) объ..здной, взгл..нуть, л..дяной.
7. В каком ряду во всех словах пропущена буква, проверяемая ударением?
а) ш..птаться, возл..гать, ч..стотность;
б) провозгл..шать, сист..матический, пром..кать;
в) ч..стоплотный, ж..мчужина, пр..мьера;
г) см..гчить, раск..лоть, с..мволика.
II. Работа с предложением.
– Исправьте речевую ошибку в предложении.
Кто контролирует за отечественным телевидением?
– Почему в конце предложения стоит вопросительный знак?
– Какой частью речи является слово контролирует?
– Сделайте морфемный разбор.
– На что указывает окончание? К какому спряжению относится глагол?
– Какие глаголы относятся ко второму спряжению?
– Какой частью речи является слово телевидение?
– Сделайте морфемный разбор.
– К какому склонению относится это существительное? Обоснуйте.
– Расскажите, какие существительные относятся к каждому из склонений.
– Какой частью речи является слово отечественное?
– Сделайте морфемный разбор.
– На какие вопросы отвечают прилагательные? Укажите род.
III. Упражнение 21.
– Из упражнения 21 выпишите слова с пропущенными буквами, не вставляя их.
– Распределите эти слова по трем столбикам:
1 – существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы.
(Существительные и прилагательные следует выписывать с предлогами).
Работа с существительными.
– Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?
|
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
Проверочные слова |
доска земля |
стол конь окно |
степь |
(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)
– Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.
Работа с прилагательными.
– На какие вопросы отвечают прилагательные?
– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?
– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.
Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет.
Работа с глаголами.
– Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.
Безударные окончания глагола
I спр.: -е, -ут, -ют Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.)
+ глаголы-исключения: брить, стелить
(идти – слово-«шпаргалка») |
II спр.: -и, -ат, -ят Все глаголы на -ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на -еть: видеть ненавидеть смотреть терпеть вертеть зависеть обидеть (глядеть – слово-«шпаргалка») + 4 глагола-исключения на -ать: гнать держать дышать слышать (спать – слово-«шпаргалка») |
В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.
– Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.
4. Упражнение ... (комментированное письмо).
5. Работа с перфокартами.
Перфокарта выглядит следующим образом:
Зачеркните нужную букву:
1) и/е 2) и/е 3) а/о |
1) и/е 2) а/о 3) а/о |
1) и/е 2) и/е 3) и/е |
Карточка для первого варианта:
1) из книг.. 2) в книг.. 3) к башн.. |
1) утренн..м ветерком 2) с огромн.. силой 3) в мрачн..м раздумье |
1) реша..т 2) загора..т 3) держ..т |
Карточка для второго варианта:
1) на конференци.. 2) на машин.. 3) с башн.. |
1) свеж..м сеном 2) в неглубок..м овраге 3) о голуб..м небе |
1) пиш..т 2) дыш..т 3) люб..т |
Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает перфокарты в стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки.
Домашнее задание: упражнение ..
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.