Повторение и систематизация изученного. 5 класс (урок 165-170 ).
Повторение и систематизация изученного. 5 класс (урок 165-170 ).
Комментарии преподавателя
Тема Сложное предложение. Строение сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
Цели урока :
1. Создать на уроке условия для усвоения темы «СП и знаки препинания в СП».
2. Развивать умение видеть в тексте СП, умение правильно ставить зн препин в СП, выделять грамматические основы каждого ПП внутри СП. Развивать умение самостоят строить СП из нескольких ПП, объединяя их по смыслу и грамматически. И наоборот, развивать умение отличать СП от ПП, осложнённых однородными членами..
3. Воспитывать внимание к сложным конструкциям в синтаксисе, воспитывать внимат отношение к мнению других и умению строить СП.
Новая тема преподносится учащимся, как лингвистический эксперимент.
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2. Основной этап урока .
Анализ предложений на доске (интерактивной или распечатанные, прикрепленные магнитиками).
Пространство доски делится на две части:
ПП
За окном утихли деревья.
Малыш уснул.
СП
За окном утихли деревья, и малыш уснул.
Данный лингвистический материал наблюдается учащимися. Учитель наводящими вопросами и перестановками данных предложений подводит учащихся к определению «Сложное предложение»:
-Ребята, посмотрите на первые два предложения. Это предложения? (Да, так как имеется грамматическая основа и высказывание имеет интонационно законченный вид.)
- Укажите грамматические основы (Утихли деревья. Малыш уснул.)
- А теперь попробуйте объединить эти два высказывания в одно большое предложение. (Учащиеся пробуют. Наблюдают наличие двух грамматических основ и средства связи).
- А теперь посмотрите соответствующее сообщение в учебнике о сложном предложении. Вы самостоятельно так же сформулировали определение сложного предложения и его признаки? Да.
- Продолжим эксперимент. Учимся правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. Вы теперь знаете, что в сложном предложении обязательно присутствуют знаки препинания, чтобы отделить одну смысловую часть предложения со своей ГО от другой.
ПП
Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.
Наступил рассвет.
Мы отправились в поход.
СП
Ночью поднялся сильный ветер, и море разбушевалось.
Наступил рассвет, и мы отправились в поход.
Усложним задачу. Рассмотрим простое предложение, в котором есть однородные члены. Попробуем из простого осложненного предложения составить сложное предложение:
ПП
Ветер гудел и с шумом гнал волны.
Дождик лил весь вечер и заставлял нас грустить.
Долго кружили птицы над домами и вскоре улетели.
СП
Ветер гудел, а волны с шумом бились о берег.
Дождик лил всю ночь, и мы грустили.
Долго кружили птицы над домами, вскоре они улетели.
А теперь усложним задачу. Попробуем сами сочинить сложное предложение по данному началу:
Мрачные тучи повисли в воздухе, и.....................
Ручеек в лесу звонко журчал, но...........................
Муравейник был такой большой, что...............
Мы отдохнули на привале, и.............................
Обязательно строим схемы получившихся СП (пример построения схем дан в учебнике).
3. Рефлексия. Подводим итоги. В чем сложность данной темы ? Что осталось непонятным? Что вы посоветуете ребятам, которые только приступают к изучению СП ?
4. Домашнее задание.
Составить три сложных предложения, указать грамматические основы. Построить схемы этих предложений. Сделать красивую карточку о СП, где указать определение СП, пример СП и схему СП.
Выполнить упражнение из учебника (на усмотрение учителя).
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.