5 класс. Русский язык. Лексика

5 класс. Русский язык. Лексика

Комментарии преподавателя

Цель урока: формирование понятий «однозначное» и «многозначное» слово.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;

- усвоить материал об однозначных и многозначных словах;

- усвоить понятие «словарная статья».

2) Развивающие:

- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;

- сформировать умение пользоваться словарём;

- сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;

- сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.

3) Воспитательные:

- воспитать такие качества, как внимательность, усидчивость, любовь к русскому языку, любовь к книге;

- воспитать культуру умственного труда.

Оборудование урока:

  • Учебник;
  • Толковый словарь;
  • Раздаточный материал.

План урока:

  1. Повторение изученного материала о лексическом значении слова:

- словарный диктант с определением слова по его лексическому значению;

2.  Усвоение материала об однозначных и многозначных словах:

- введение в тему;

- самостоятельная формулировка основных понятий;

- анализ словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.

3. Формирование умений:

- выборочное списывание;

- составление словосочетаний с многозначными словами.

4. Итоги. Оценивание.

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь.
  1. Группа людей, определяющая призовые места, присуждающая премии и награды на конкурсах и состязаниях (жюри);
  2. Стебель растения в самом начале его развития (росток);
  3. Ровная земная поверхность (равнина);
  4. Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце (загар);
  5. Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца (заря);

Проверим, что у вас получилось.

Ответы учеников

Что такое лексическое значение?

Что даёт знание о лексическом значении слова?

Примерный ответ: а)Помогает различать одни слова от других; б) от лексического значения слова зависит написание некоторых слов: поласкать котенка-полоскать бельё

Где можно найти точное лексическое значение слова?

Перед вами «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Есть еще уникальный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля».

Лексическое значение слов объясняются в толковых словарях тремя способами:

  1. Подбором синонимов;
  2. Подбором антонимов;
  3. Описательно.

Всё  это вы можете проверить на практике.

  1. Обратитесь к листочкам, которые лежат на ваших столах. Прочитайте предложения и определить значение выделенных слов. При выполнении этого задания пользуйтесь словарём.
  2. Весна – пора вспахивания земли (земля – плодородный слой почвы);
  3. Земля вращается вокруг Солнца (Земля – небесное тело, планета);
  4. – Смотрите! Земля! Земля! – закричал вахтенный матрос (земля в значении суша);
  5. А за этой рекой земли Польши, - сказал наш проводник (земля – территория государства)

Прочитайте, что у вас получилось?

Какой вывод можно сделать?

Слово «земля» имеет несколько значений.

Такие слова называются многозначными! Запишите тему урока в оставленной заранее строчке: «Однозначные и многозначные слова»

 Запишите определения в словарь:

Слова, имеющие несколько лексических значений называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. У многозначного слова одно значение связано с другим.

Слова, которые имеют только одно значение называются ОДНОЗНАЧНЫМИ.

Найдите слово «земля» в толковом словаре и обратите внимание на то, как обозначается многозначность слова.

Каждое значение многозначного слова нумеруется и пишется в одной словарной статье.

  1. Опираясь на полученные знания, составьте таблицу, используя материал у вас на партах: в левый столбик выпишите существительные, которые имеют только одно значение; в правый – многозначные слова.

Однозначные слова

Многозначные слова

Весна

Пора

Вспахивание

Земля

Матрос

Солнце

 

Река

 

Проводник

Прочитайте слова, которые вы записали в левый столбик, затем в правый.

Какой вывод можно сделать?

Многозначных слов больше

  1. Подведём итоги урока.

Как отличить однозначные слова от многозначных?

Для чего необходимо знать лексическое значение слова?

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: определить значение слова «хлеб», составить словосочетания со словом «хлеб» во всех его значениях.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=gBYwwVEYb-I

http://www.youtube.com/watch?v=CBKl0jKR7_A

http://x-uni.com/russkiy-yazyk/5-klass/video/leksika-leksicheskoe-znachenie-slova-odnoznachnye-i-mnogoznachnye-slova

http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/slova-odnoznachnye-i-mnogoznachnye0.html

конспект http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/plan-konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova

Файлы