5 класс. Русский язык. Лексика
5 класс. Русский язык. Лексика
Комментарии преподавателя
ЦЕЛИ урока:
образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари
Ход урока.
- Организационный момент. Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. - Эпиграф
Русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании, что нельзя было передать словом.
К. Паустовский
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель:
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– А для чего служат слова, что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)
II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания.
На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные.
-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. К какому времени года можно отнести эти слова? (зиме)
Слайд: Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ужасная.
Учитель: Как же называются такие слова, вы сейчас догадаетесь сами
Ученик: ...Разобраться с ним не сложно -
«анти» - противоположно;
"Оним" - "имя", нам известно,-
привести пример уместно...
"Добрый" - "злой" наоборот...
"сладкий", значит - "горький", вот!
грустно - "ВЕСЕЛО", конечно,
Так как справились успешно!
-Учитель: эти слова называются АНТОНИМЫ.(Слайд)
Учитель: А сейчас , чтобы узнать как вы понимаете слова антонимы, мы поиграем в игру «Дополни слово»
Учитель: Какая книга нам поможет определить эти слова, если мы не знаем?(словарь антонимов)
Физминутка
-Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске? (оттенками лексического значения)
- Как называются такие слова, вы сейчас узнаете?
Ученик: Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: гиппопотам
Головой кивает нам.
Где? Там только бегемот
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что синоним это!
«Сино» обозначает- одинаковое значение
(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )
-Учитель: Подберите и запишите в тетради синонимы к слову картина, слайд)
Учитель: Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга».
(Слайд: стихотворение С.Маршака «Вьюга»).
Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели.
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.(индивидуально у доски)
Задание по карточкам 2 ученикам.
Учитель:
- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение. Работа по словарю(выставка)
(Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.
Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.
Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).
Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.
Учитель: Что у меня в руке, как называются эти предметы? Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, сейчас –то мы и узнаем как же называются эти слова.
Ученик: Оказалось сложным дело?
Всех зови «омоним» смело!
«Одинаковое имя» -
и чего возиться с ними!
Вот омонимы «КЛЮЧи» -
Почини и подКЛЮЧи,
Или дверь открой скорей,
Ну а хочешь – воду пей!
(Как же не напиться
КЛЮЧевой водицы...)
КЛЮЧ - "родник" и "код" к двери,
На ремонт его бери;
Ключ железный, цифровой -
Виртуальный, игровой, -
Ах, омоним, ну, актёр, -
Так на превращенья скор!
- Учитель: А что такое омонимы?
источник
3.Закрепление изученного.
Учитель:
- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты
4.Рефлексия( если вам понравился урок, поднимите красный шарик, а если нет, то синий)
5.Выставление оценок
6.Домашнее задание
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=i7omN8UT5Ys
http://www.youtube.com/watch?v=r72ZcoZ6YPo
http://www.youtube.com/watch?v=JpF2IkDvj3c
http://www.youtube.com/watch?v=T-O1kPL4rrQ
http://www.youtube.com/watch?v=iTUcEkzruT0
конспект http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/10/konspekt-uroka-sinonimy-antonimy-omonimy
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/sinonimy-antonimy-omonimy.html - источник иллюстрации
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/sinonimy-antonimy-omonimy.html