Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
Комментарии преподавателя
1. Народы доколумбовой Америки
Наше занятие будет посвящено изучению истории народов и государств доколумбовой Америки.
Историки считают, что первые люди появились на американском континенте около 12 – 14 тысяч лет назад. Территории Северной и Южной Америки были населены многими племенами и народами, которые не имели связи с государствами Европы, Азии и Африки. Тем не менее, на этом континенте сложились различные цивилизации с богатой и разнообразной культурой, которые контактировали между собой.
На первый взгляд внешность местного населения напоминала индусов: кожа красноватого оттенка, черные волосы, прямой нос с высокой переносицей. Поэтому, когда Христофор Колумб, ища западный путь в Индию, попал в Америку, то, увидев туземцев, он подумал, что достиг своей цели. И местных жителей он стал называть индийцами. А когда выяснилось, что произошло недоразумение, и он вовсе не в Индии, Колумб дал общее название коренным жителям Америки – индейцы.
У большинства индейцев были родоплеменные порядки. Их основными занятиями были охота и рыбная ловля. Множество различных племен Центральной, Южной, а также юга Северной Америки занимались земледелием. Они выращивали неизвестные европейцам сельскохозяйственные культуры: картофель, помидоры, баклажаны, подсолнечник, кукурузу, какао, табак и многое другое. Вследствие засушливого и жаркого климата многие племена научились орошать свои земли и даже строили специальные каналы, благодаря которым земля получала необходимую влагу. Именно в Америке впервые была одомашнена индейка, а также индейцы смогли приручить собак и лам, занимались разведением уток.
Но они не были знакомы с изобретениями народов других континентов. Индейцы не имели понятия о железе, колесе, плуге, огнестрельном оружии; орудия труда и вооружение они делали из дерева, камня и бронзы. В Америке были большие запасы драгоценных металлов: золота и серебра. Только индейцы, в отличие от европейцев, не считали эти металлы ценными и не рассматривали их в качестве богатства – из них местные жители изготавливали различные амулеты, фигурки и украшения.
Историки среди коренного населения доколумбовой Америки выделяют следующие основные цивилизации: ольмеков, майя, ацтеков и инков, как стоящие по уровню развития культуры и хозяйства выше прочих коренных народов Америки.
2. Племена ольмеков
О племенах индейцев ольмеков известно мало. Ольмеки жили на территории современной Мексики, их основными занятиями были земледелие и рыболовство. Уже в начале 1-го тысячелетия до нашей эры они начали строить города. В каждом городе строились пирамиды-храмы, которые представляли собой конусы без вершины ступенчатой формы. Также сооружались своеобразные каменные головы, которые носили религиозный характер и достигали высоты 4–х метров.
Именно цивилизация ольмеков впервые в мире придумала примитивный вариант современного водопровода.
Эти племена имели свою письменность, но, к сожалению, ученые до сих пор не могут ее расшифровать.
3. Цивилизация майя
Народ майя населял территорию полуострова Юкатан и примыкающие к нему территории в Центральной Америке, покрытые джунглями.
Вся земля принадлежала общинам, и каждой семье община выделяла земельный надел, который был расчищен от джунглей. В 1-м тысячелетии нашей эры у племен майя начали возникать города с каменными сооружениями (Чичен-Ица, Тикаль, Копан). В 10 веке государство майя распадается на города-государства (самый известный – Чичен-Ица) во главе с верховным правителем, который собирал с населения налоги.
Храмы и дворцы майя очень походили на храмы-пирамиды ольмеков. Они строились на высоких платформах и были ступенчатой формы, изготавливались из камня. Окон не было, свет и воздух проникали в строения через дверные проёмы. Индейские мастера шлифовали и украшали постройки резными узорами, статуями богов и различными рельефами. До нашего времени в джунглях cохранилось несколько ступенчатых пирамид.
Племена майя не знали о существовании железа, поэтому орудия труда, оружие и предметы быта они изготавливали из камня и дерева. Из этих же материалов майя сооружали превосходные статуи, они были великолепными резчиками по камню.
Племена майя имели свою письменность. Иероглифы наносились кисточками на бумагу. Для украшения рукописей использовали рисунки. Иероглифы также высекали на каменных столбах и стенах храмов. Жрецы таким образом записывали молитвы и мифы, а также вели записи важных исторических событий. Современные ученые смогли расшифровать письменность племени майя.
Также майя обладали обширными познаниями в математике и астрономии. Они прекрасно умели считать, но основа их счета для европейцев была довольно экзотична. Основой счета была двадцатка, а не десяток, как у европейцев. Также именно они раньше всех в мире (еще до европейцев и индусов)начали использовать при счете ноль.
Особый интерес представляет так называемый календарь майя или солнечный календарь. Он является одним из самых точных календарей древних и средневековых народов. С помощью этого календаря жрецы определяли сроки сельскохозяйственных работ.
В городах майя строились астрономические обсерватории, благодаря чему жрецы могли предсказывать лунные и солнечные затмения, а также делать математические расчеты, позволяющие точно отслеживать движения Луны, Солнца и звезд.
4. Цивилизация ацтеков
Древние племена ацтеков пришли на территорию современной Мексики в 13 веке. Они заселились на плоскогорье у подножия горных вершин, расположенном на высоте 2000 метров над уровнем моря, в долину с мягким климатом и плодородной землей.
В это же время они основали и свою столицу – город Теночтитлан, который располагался на островах посреди большого озера.
Во главе государства ацтеков стоял правитель, который наследовал власть. Он обожествлялся и считался посланником бога Солнца.
Несмотря на то, что земли, на которых проживали ацтеки, были очень плодородными, их было мало и не всем жителям хватало земельных наделов. Поэтому они предпочитали добывать себе пропитание силой, захватывая и грабя соседние племена. Мальчиков ацтеки воспитывали в «спартанских» условиях. Армия ацтеков насчитывала примерно 150 тысяч человек. Ацтеки отличались необычайной жестокостью: часть пленных приносили в жертву богам, снимали с них скальп и носили его как трофей, а вторая часть – становилась рабами.
Ацтеки были не только воинами, но и искусными ремесленниками: до нашего времени дошли их украшения из золота и серебра, изделия из драгоценных камней, а также мозаика. При археологических раскопках были обнаружены искусно сделанные глиняные сосуды с орнаментами, фигурки людей и животных, вышивки с аппликацией из птичьих перьев.
У ацтеков была своя система образования. В Теночитлане существовали школы как для рядовых ацтеков, так и для знатных особ. Простых людей обычно обучали каким-либо ремеслам, а также земледелию и военному делу. Знатных же детей учили письму, чтению, счету, истории, мифологии, религии, а также им преподавали астрономию, поэзию и ораторское искусство.
До нашего времени дошла литература ацтеков, представляющая собой гимны богам, эпические поэмы; каждый год в столице устраивались состязания поэтов, самых достойных из них награждали премиями.
5. Цивилизация инков
Государство инков (Перу) возникло в горах Андах на Западе Южной Америки в 12 веке. Оно занимало территорию современных государств Перу, Боливии и Эквадора. Столицей был город Куско.
Государством правил неограниченный правитель – верховный Инка. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. Все кровные родственники верховного Инки, которых называли «Сынами Солнца», занимали в государстве высшие должности. Солнце было главным богом инков.
Государство было подчинено интересам войны. Мужчины были поделены на отряды во главе с командирами. Дисциплина была суровой. Даже за малейшие провинности могли покарать смертью.
Основное население инков жило общинами. В основном они состояли из семей землевладельцев. Каждый общинник имел право на надел земли, а женщина – на половину надела. Всю свою жизнь общинник был обязан проживать на этой земле, обрабатывать ее, но он не имел права выйти за границу общины без разрешения властей. Поля устраивали на склонах гор, высекая площадки для посева и насыпая на них землю, при этом их специально огораживали барьерами. Делали это для того, чтобы дожди не смывали землю. В засуху приходилось поливать землю, для этого были построены каналы с водой, которые тянулись иногда на десятки и сотни километров.
Треть урожая, которую собирал крестьянин, доставалась правителю - Верховному Инке, вторая треть – жрецам и только треть оставалась самому крестьянину. Из государственных запасов выдавали одежду и продукты воинам и чиновникам, в особенно неурожайные годы - пострадавшим. Также оказывалась помощь старикам, инвалидам, вдовам. Население должно было либо трудиться на земле, либо служить в войске.
Главная крепость в Куско выглядела как неприступное сооружение, располагалось оно на скалистом холме и соединялось туннелями с городом. Крепость состояла из 3-х башен, которые были окружены стенами из огромных каменных глыб. До сих пор неизвестно, как могли древние строители передвигать такие камни. Также в столице соорудили храм богу солнца, который весь был покрыт золотом.
Инки построили прекрасные дороги. Две главные соединяли страну из конца в конец, между ними были построены поперечные дороги. Через реки и ущелья были перекинуты сплетённые из верёвок мосты. Также вдоль дорог размещались постоялые дворы и склады с припасами. Была налажена почтовая связь через гонцов-бегунов.
У древних инков была своя система письменности в виде узелкового письма - кипу. Они завязывали узелки на веревке и таким образом сохраняли и передавали информацию. Определенное количество узелков отвечало за то или иное название предмета, событие и т.д.
6. Краткие итоги урока
Таким образом, на территории Южной и Северной Америки в средние века появилось несколько выдающихся цивилизаций со своеобразным укладом жизни и оригинальной культурой.
К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/
- http://www.youtube.com/watch?v=rn1TzGXAV9A