11 класс. Геометрия. Тела вращения. Цилиндр. Понятие, решение задач.

11 класс. Геометрия. Тела вращения. Цилиндр. Понятие, решение задач.

Какая фигура является осью цилиндра?

Комментарии преподавателя

 Площадь боковой поверхности цилиндра

Цилиндрическая бочка

Рис. 1. Ци­лин­дри­че­ская бочка

Мы с вами знаем, что такое ци­линдр, по­про­бу­ем найти пло­щадь его по­верх­но­сти. Зачем нужно ре­шать такую за­да­чу? На­при­мер, нужно по­нять, сколь­ко ма­те­ри­а­ла пой­дет на из­го­тов­ле­ние ци­лин­дри­че­ской бочки (См. Рис. 1).

Пизанская башня

Рис. 2. Пи­зан­ская башня

Или сколь­ко кир­пи­чей по­на­до­бит­ся, чтобы сло­жить кир­пич­ную башню (вроде Пи­зан­ской, толь­ко ров­ную)? (См. Рис. 2.)

Разрезанная ткань

Рис. 3. Бочка, об­мо­тан­ная тка­нью

Рис. 4. Раз­ре­зан­ная ткань

Ко­неч­но, из­ме­рить пло­щадь бо­ко­вой по­верх­но­сти ци­лин­дра про­сто так не по­лу­чит­ся. Но пред­ста­вим себе все ту же бочку, об­мо­тан­ную тка­нью. (См. Рис. 3.) Как найти пло­щадь куска ткани? Ну ко­неч­но, раз­ре­зав ткань и раз­ло­жив ее на столе! По­лу­чит­ся пря­мо­уголь­ник, его пло­щадь легко най­дем. (См. Рис. 4.)

Рис. 5

Сде­ла­ем так же с ци­лин­дром. «Раз­ре­жем» его бо­ко­вую по­верх­ность вдоль любой об­ра­зу­ю­щей, на­при­мер . (См. Рис. 5.)

Развертка боковой поверхности

Рис. 6. Раз­верт­ка бо­ко­вой по­верх­но­сти

Те­перь «раз­мо­та­ем» бо­ко­вую по­верх­ность на плос­кость. По­лу­ча­ем пря­мо­уголь­ник , где и  – одна и та же точка на ци­лин­дре (ана­ло­гич­но и ). (См. Рис. 6.)

Такой пря­мо­уголь­ник на­зы­ва­ет­ся раз­верт­кой бо­ко­вой по­верх­но­сти ци­лин­дра.

Развертка боковой поверхности

Рис. 7. Раз­верт­ка бо­ко­вой по­верх­но­сти

Что мы знаем про этот пря­мо­уголь­ник? Его сто­ро­на  равна вы­со­те ци­лин­дра (ведь об­ра­зу­ю­щая равна вы­со­те). Дру­гая сто­ро­на  равна длине окруж­но­сти ос­но­ва­ния, то есть . (См. Рис. 7.)

Зна­чит, пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка равна . Итак, , где  – ра­ди­ус ос­но­ва­ния ци­лин­дра,  – вы­со­та.

 Площадь полной поверхности цилиндра

На­ря­ду с пло­ща­дью бо­ко­вой по­верх­но­сти можно найти и пло­щадь пол­ной по­верх­но­сти. Для этого к пло­ща­ди бо­ко­вой по­верх­но­сти надо при­ба­вить пло­ща­ди ос­но­ва­ний. Но каж­дое ос­но­ва­ние – это круг ра­ди­у­са , чья пло­щадь по фор­му­ле равна .

Окон­ча­тель­но, имеем:

,  где  – ра­ди­ус ос­но­ва­ния ци­лин­дра,  – вы­со­та.

 Примеры задач на применение выведенных формул

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 1

При­мер 1. Пло­щадь бо­ко­вой по­верх­но­сти ци­лин­дра равна . Найти пло­щадь осе­во­го се­че­ния ци­лин­дра. (См. Рис. 8.)

Ре­ше­ние. Как мы знаем, , а . Зна­чит .

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 2

Ответ: .

При­мер 2. Вы­со­та ци­лин­дра на 12 см боль­ше его ра­ди­у­са, а пло­щадь пол­ной по­верх­но­сти равна . Найти ра­ди­ус ос­но­ва­ния и вы­со­ту. (См. Рис. 9.)

Ре­ше­ние. По фор­му­ле имеем:  

По усло­вию, , имеем:

.

Так как ра­ди­ус по­ло­жи­те­лен, то 

Ответ:.

 Заключение

Итак, се­год­ня мы по­зна­ко­ми­лись с фор­му­лой бо­ко­вой по­верх­но­сти ци­лин­дра и фор­му­лой пло­ща­ди пол­ной по­верх­но­сти ци­лин­дра, также ре­ши­ли пару задач на эти фор­му­лы.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geometry/11-klass/btela-vraweniya-b/ploschad-bokovoy-i-polnoy-poverhnosti-tsilindra

http://www.youtube.com/watch?v=4hpihC9KPGE

http://www.youtube.com/watch?v=eLv-lSek-60

http://www.youtube.com/watch?v=5XMNxB4o9kg

http://www.youtube.com/watch?v=JDa_0HbuW8I

http://v.5klass.net/zip/98ab14bb91cc0b78af34fa2cd5c37558.zip

http://u.5klass.net/zip/f316dc564d85cae2d3709209840bc5b0.zip

http://v.5klass.net/zip/060b277becf64c0acca3e76820834929.zip

http://1.bp.blogspot.com/-9N8xpfP3SOw/T1TOzXinW2I/AAAAAAAAA9Q/fEXKxGBY99I/s1600/Geom_1.jpg

http://v.5klass.net/zip/98ab14bb91cc0b78af34fa2cd5c37558.zip

http://all-biography.ru/geometriya/ploshhad-poverhnosti-cilindra-formula

Файлы