Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )

Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )

Комментарии преподавателя

Тема  урока: Второстепенные  члены  предложения. Дополнение.  

Цели урока: Знать о второстепенных членах предложения,  о дополнении.     Уметь различать их.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточные материалы, сигнальные карточки, учебник, тетради.

                                 План урока.

  • Организационный момент.  (3 мин).
  •  Проверка предыдущего материала. (5 мин).
  • Актуализация знаний. (5 мин).
  • Осмысление нового материала. (10мин).
  • Тренинг «Передай маску!». (2 мин).
  • Применение нового материала. (10 мин).
  • Рефлексия и подведение итогов урока. (7мин).
  • Мотивация выполнения домашнего задания.(3 мин).

                                Ход урока.

  • Организационный момент.

   Слово учителя.

        Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Мы спокойны. Вы внимательно прочитайте правила и соблюдайте их. Вы получите сегодня все хорошие отметки.

    А начнем мы сегодня урок с тренинга «Друг к дружке!».

    На партах перед каждым учеником лежит карточка. Они разного цвета. Вы напишите по одному доброму пожеланию и передайте соседу по часовой стрелке. В конце ваша карточка должна возвращаться к вам. А теперь по цвету карточек вы должны делиться на группы. Ученики с желтой карточкой - 1 группа, ученики с красной карточкой - 2 группа, ученики зеленой карточкой - 3 группа, а ученики с синей карточкой - 4 группа.

     Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой для создания благоприятной атмосферы в классе. Прочитав добрые, теплые пожелания  ученики почувствуют любовь и доброжелательное отношение своих одноклассников.

               Анализ упражнения.

Понравилась ли тебе игра?

Легко ли было тебе действовать столь быстро?

Что способствовало вашим действиям?

  •    Проверка домашнего задания и усвоенности  материала за предыдущий урок.

Учащимся раздаются тестовые задания.

После завершения работы по  часовой стрелке ученики оценивают работы друг друга ( взаимооценивание ).( слайд№1).

  • Актуализация знаний.

      Ребята перед Вами стихотворение К.Идрисова « Мой край».

1. Прочитайте стихотворение. Укажите существительные, которые отвечают на вопросы косвенных падежей.

   Один ученик читает слова, определяя падеж, а другие либо соглашаются, либо дополняют его ответ.

   ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей?

 Ученики: Дополнение.                                                       

Учитель: А дополнение главный член предложения?

Ученики: Нет, второстепенный член предложения. 

Перед учащимися ставится вопрос. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока и какова ваша задача на уроке? Какую цель вы поставите перед собой?

   1.  Опрос учащихся с целью выявления первичных знаний.

1)  Что такое дополнение?

2)  На какие вопросы отвечает дополнение?

3)  Сколько падежей в русском языке?

4) Какие падежи называются косвенными?

5) Как выражается дополнение? На этот вопрос найдете ответ, изучив материалы, которые лежат перед вами.

  • Осмысление нового материала.

  1 гр.     1. Именем существительным в косвенных падежах.

               2.Прилагательными и причастиями: больной, влюбленный,

             участвующие:                            

             Старик смотрел на молодых с улыбкой.

 2 гр.     3. Именем числительным:

                   Десять делится на два.

             4.Как и существительные, так и слова в функции        

               существительных могут замениться соответствующими

               местоимениями:  Старик смотрел на них с улыбкой.

3 гр.      5.Глаголом:  Доктор посоветовал ему много гулять.

              6.Словосочетанием: пуд соли, несколько книг.

Изучив данный материал, ученики должны самостоятельно составить несколько предложений и сделать разбор. А один ученик из группы презентует работу.

Теперь сформулируйте правило: « Дополнение – это…»

  • Тренинг.  «Передай маску!»

Цели: С помощью этой игры дети могут трансформировать накопленные напряжение, агрессию и апатию в готовность к общению и взаимную внимательность. Игра обычно проходит в атмосфере веселья и радости , и по ее завершении класс становится вполне работоспособным.

Инструкция: Один ученик пытается придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд    зафиксируйте на лице какое-то выражение Вашего лица ). А другой должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получается ,он должен медленно повернуть голову  влево , поменяв при этом выражение лица на новое ,которое  он ,, передает,, своему соседу слева. Также делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и ,, передаем,, его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.  

  • Применение нового материала.

  1. Упр.... (стр....). из учебника.

      Рефлексия в виде «Книга отзывов». Посетители записывают в  

       эту книгу свои отзывы от увиденного на уроке, выражают в ней

   свои мысли и эмоции.

       Представьте, что у каждого из вас книга отзывов или книга жалоб в руках, что бы вы написали там по окончании нашего урока?

        Раздается одинаковый бланк листочки для написания, после заполнения учащимися листочков, сдают учителю, и он скрепляет их степлером, в итоге получается рефлексивная книга с титульным листом.

     Во время заполнения листочков, учитель выводит общую оценку  каждому учащемуся за урок и объявляет ее.

  • Дом/зад. Сделать постеры на темы:«Мой край»,«Дополнение».

 

Определение.

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты: знают, что такое определение, распознают определения в предложениях, выделяют их графически.

Метапредметные результаты: распространяют предложения определениями, доказывают принадлежность текста к художественному стилю, читают текст ознакомительным чтением.

Ход урока.

I.Этап изучения нового материала.

1.Введение в тему и формулирование проблемы урока.

Синтаксический разбор предложения.

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.

-А теперь подчеркните в данном предложении определение.

-Получилось? (Нет)

-Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

Задачи:

- узнать, что называется определением.

- научиться находить определение в тексте;

- выяснить, для чего нужны определения

3)Диалог с классом

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доске составляем схему)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

Определение

Отвечает на вопросы

Какой? Чей? Который?

Обозначает

 

признак предмета

 

- Всё ли мы узнали об определении? (нет)

Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы

Регулятивные УУД. 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание

II.Этап закрепления нового знания.

1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.

Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?

Выпишите из текста эпитеты вместе

с определяемыми словами.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

 

Виды УУД: познавательные, коммуникативные.

2)Работа в парах. Карточка с текстом. Подчеркните определения. Объяснить написание безударной гласной в корне слова.

Хорошо в …сеннем л…су!

На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.

Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.

Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.

 

Виды УУД: познавательные, регулятивные

3) Составьте предложение.

- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение

жёлтые

- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень

- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр

выстлала

- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение

дороги

- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами

Должно получиться предложение:

Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.

- выполнить синтаксический разбор предложения.

 

Виды УУД: познавательные, регулятивные.

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей.

4. Релаксация.

- Сядьте поудобнее и послушайте музыку.

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

4)Творческое задание.

- Прочитайте текст.

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения.

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)

Вот вы справились и с 3-ей задачей.

Виды УУД: регулятивные, коммуникативные.

III.Этап подведения итога урока

-Что мы делали на уроке?

- Как мы изучали новую тему?

– Для чего мы это делали?

IV.Этап д/

 

Тема урока: Обстоятельство

Тип урока: изучение нового материала

Цель: совершенствование умения опознавать обстоятельство как второстепенный член предложения,воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить устное речевое высказывание, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, развитие навыков аргументации своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться различать обстоятельство и его виды в предложении

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». (Сегодня на уроке мы приобретём знания, которые добудем сами )

Л.Н. Толстой.

1. Стадия «ВЫЗОВА»

- пробуждение интереса к изучаемой теме;

- побуждение уч-ся к активной деятельности

1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

- Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

- Дополнение и определение - это второстепенные члены пр-я.

- Распространенные предложения состоят только из главных членов.

- Дополнение обозначает признак предмета.

- Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

 

2. Проблемная ситуация. (слайд)

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

- Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)

 

Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

 

- На какие группы можно разделить слова второго столбика? (главные и второстепенные чл. пр)

- Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

Диалог

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?

Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)

2. Этап целеполагания. «Корзина идей»

Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- Учитель подводит итог. (Слайд ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.

 

3. Этап осмысления.

1. Прочитайте текст.(слайд)

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.

Осенний лес радостно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи)

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)

Когда?

осенью

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянках

место

Откуда?

из-под кустиков

место

– Что обозначают обстоятельства?

– На какие вопросы они отвечают?

– Чем выражаются обстоятельства?

4. Чтение правила в учебнике.

5. Работа с учебником. (стр...параграф ...)

- Ребята, откройте учебники на стр. ... и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

Физкультминутка. - А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. 

СОСТАВИМ КЛАСТЕР

Обстоятельство

Существительное с предлогом

Наречие

 

Времени

Когда? Как долго?

Места

Где? Куда? Откуда?

 

Образа действия

Как? Каким образом?

Фронтальное обсуждение кластера.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ- (выполнение упражнения 192.)

Нужно научиться находить обстоятельства в пр-ии и употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют.

( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

- Возвращаемся к задачам нашего урока (слайд) Все ли задачи выполнены?

- В одной из сказок Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

- Что вам понравилось?

 

Вывод

- Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает ………….. . (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд

Домашнее задание:...

 

 

     
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.