Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )
Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )
Комментарии преподавателя
Конспект урока русского языка в 5 классе
Предложения с обращениями
Цели урока:
- 1. Закрепить понятие «обращение».
- 2. Способствовать формированию умений находить обращения в предложении, отличать обращения от подлежащего, ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.
Ход урока:
- 1. Оргмомент .
- 2. Проверка домашнего задания.
(На доске записано предложение). Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Прочитайте предложение. Что вы можете о нем сказать?
- Дайте определение обращению. Где нужно поставить знаки препинания?
- Запишите на доске схемы расстановки знаков препинания при обращении.
3. Постановка цели урока: сегодня на уроке мы продолжим работу по теме: «Предложения с обращениями», а заодно повторим сказки А. С. Пушкина.
4. Работа у доски. На доске записаны 2 предложения:
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
И
Чем вы, гости, торг ведете?
Что общего у данных предложений? Каким членом предложения является слово гости в1 и 2 предложениях.? Найдите подлежащее во 2 предложении. Где нужны знаки препинания?
5. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
А сейчас проведем несколько исследований:
1 исследование Сейчас раздам карточки с отрывками из сказок А. С. Пушкина. Вам нужно прочитать отрывок, по возможности назвать сказку. А главное, найти предложение с обращением, если нужно, расставить знаки препинания. Работаем в парах. После выполнения проверим, задание будет выведено на экран.
1 пара: Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
2 пара: «Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
3 пара: Отвечает ей черница :
«Ох ты. Дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне».
4 пара: Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
« Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.
А теперь заслушаем ваши ответы.
6. Физминутка.
Давайте отдохнем. Раз- поднялись, потянулись.
Два- согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою- три кивка.
На четыре -руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть- за парты тихо сесть.
7.2исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. У вас будет несколько предложений. Из них выберите то предложение, которое больше по смыслу подходит к иллюстрации. Назовите сказку. Есть ли в предложении обращение, чем оно выражено? Если нужно поставьте знаки препинания.
-А теперь проверим, выходите к доске, повесьте иллюстрацию, запишите под иллюстрацией предложение, которое вы выбрали. Давайте составим схемы.
8. Самостоятельная работа. У каждого будет свое задание.
1) Спишите, расставьте знаки препинания, объясните графически.
-Князь им вымолвил тогда:
«В добрый путь вам господа…»
- Выпросил дурачина корыто!
- Свет наш солнышко!
Ты ходишь круглый год по небу…
-Здравствуй грозная царица!
-Бабушка постой немножко…
- А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты поп за дешевизной!»
2) Найдите в предложениях обращения. Составьте схемы предложений.
- Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи..
- Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
- Смилуйся, государыня рыбка…
- Балдушка, погоди ты морщить море…
3) Запишите предложения с обращениями.
- Ты царица всех милее, всех румяней и белее.
- И царица хохотать и плечами пожимать.
- Свойство зеркальце имело,
Говорить оно умело.
- Здравствуй зеркальце! Скажи да всю правду доложи…
Остальные выполняют упражнение № 307, стр.95
9. Итог урока. Над какой темой мы работали весь урок? Завершить хочу урок таким стихотворением.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг,не забывай:
Запятые расставляй.
10.Оценки за урок, домашнее задание: упр.311, стр. 96
Приложение к уроку:
1. Материал для карточек:
Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.
Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.
Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.
Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?
Отвечает ей черница:
«Ох ты дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне».
Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.
Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?
Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!»- и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.
2.Подписи для иллюстраций:
Отпусти ты старче меня в море!
Не печалься, ступай себе с богом.
Здравствуй князь ты мой прекрасный.
Князь пошел забывши горе.
Свет наш солнышко Ты ходишь
Круглый год по небу.
К красну солнцу наконец обратился молодец.
Чего тебе надобно старче?
Отыскали старика, привели к ней.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.