Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )
Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )
Комментарии преподавателя
Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: научиться отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений, определять количество частей в сложных предложениях, постановка знаков препинания в сложных предложениях.
Задачи: познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложных предложениях; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединённых одиночным союзом и; способствовать развитию орфографической зоркости;
формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Ход урока:
Орг. Момент
Разминка
Сегодня на уроке вам предстоит активно потрудиться, поэтому начнем мы его с разминки. Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечать.
1. Что это? Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение)
2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные)
3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения)
4. Как называется предложение, которое состоит из простых предложений связанных по смыслу и интонационно? (Сложное)
5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены)
6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы)
7. Наименьшее количество грамматических основ в сложном предложении? (Две)
-Молодцы. Давайте так же дружно продолжим наше знакомство со сложными предложениями.
Новый материал
Прочитайте предложения.
На лугах расцвели красные, жёлтые и голубые цветы.
Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
Объясните постановку запятых в этих предложениях.
Почему в первом предложении нет запятой перед союзом и, а во втором есть?
- Соотнесите схемы и предложения:
(На поляне появилась молодая травка, и показались первые подснежники.
Подснежники бывают белыми и голубыми.
-
[ ], и [ ] 2) O и O
С какой темой мы уже знакомы? Что нам предстоит сегодня узнать?
-Понаблюдайте, как поставлены запятые в сложных предложениях.
Сколько в каждом из них грамматических основ? Сколько частей?
Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.
Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.
Вывод.
( Количество грамм. основ и частей в сложном предложении совпадает. Части сложного предложения разделяются запятой.)
-Обозначьте предложения с помощью схем.
-Почему перед одиночным союзом и стоит запятая?
-Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того какой союз соединяет части?
2. Постановка темы, цели урока.
- Сформулируйте тему урока. (Знаки препинания в сложном предложении.)
-Определите цель нашего урока. (Научиться находить сложные предложения, определять количество частей в нём и правильно расставлять знаки препинания в них.)
3.Работа над новым материалом.
-С помощью чего соединяются части сложного
предложения? (союзов)
-Что вы можете сказать о союзах –а, но, и, или?( сочинительные, соединяют части сложного предложения)
-Сделайте вывод о том, как разделяются части сложного предложения.
- прочитайте правило в учебнике.
-Работа по группам, составьте алгоритм «Как правильно поставить запятые в сложном предложении»
1)Найди и подчеркни…………..
2)Определи количество……….
3)Найди ………
4)На границе частей………..
-Что у вас получилось?
-Убедимся в правильности наших рассуждений.
- Прочитайте правило.
Физкультминутка
Первичное закрепление
Списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить знаки препинания.
1, 2 предложение у доски,
(1 вариант-3; 2 вариант- 4) в тетради - самостоятельно
Стр.135 №1
Рефлексия
-Проверти свои работы.
-У кого возникли трудности?
-С чем они связаны?
Работа по развитию речи.
- Упражнение в правильном употреблении союзов.
- Предложения на доске, учащиеся замечают речевые ошибки.
Наступило утро, а туристы отправились в поход.
Солнышко ещё не взошло, и на дворе уже светло.
Вода в реке Волге поднялась, но Волга стала широкой, как море.
В учебнике стр. 136 №3
( Задание на доске. Учащиеся анализируют предложения. Записывают те, где допущена ошибка.)
Будем ли мы ставить запятые в остальных предложениях?
Тест
Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания. Заполните таблицу.
1.Ученье – свет, а неученье – тьма.
2.Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
3.Перо пишет, а ум водит.
4.Борода выросла, а ума не вынесла.
Номер предложения |
|
Простые с однородными членами |
|
Сложносочиненные |
|
-Что объединяет данные пословицы?
-Как вы понимаете их смысл?
Взаимопроверка
Рефлексия
- Проанализировать свою работу? У кого возникли трудности?
-Почему возникли трудности?
Итог урока
-Подведём итоги урока. Назовите тему урока.
-Назовите цель урока.
-Достигли мы цели урока?
-Какие открытия были нами сделаны?
-Что было для вас трудным? Почему?
-Что бы вы ещё хотели узнать?
- Об этом мы узнаем на следующих уроках.
Рефлексия. Самооценка.
-Урок закончен.
-Ребята, что вы вынесли с сегодняшнего урока?
-Что вы можете сказать об этом уроке.
Домашнее задание....
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.