Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )

Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )

После обобщающего слова перед однородными членами предложения ставится:

Комментарии преподавателя

Тема: «Синтаксис и пунктуация»

Цель урока: контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации обучающихся 5 класса.

Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала.

Вид урока: урок- игра «Умники и умницы».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звучит музыкальная композиция – заставка к передаче «Умники и умницы».

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, добро пожаловать на необычайный урок- урок- игру «Умники и умницы». Ваши ряды на время превращаются  в игровые дорожки, на которых вы будете сталкиваться с трудными синтаксическими и пунктуационными задачами и, решая их, двигаться вперед. У каждой дорожки пять этапов- пять заданий. Итак, я желаю всем удачи, ни пуха ни пера!

  1. Работа по теме урока.

Задания для первой дорожки.

Задание 1.Составьте словосочетания, подобрав к данным словам имена существительные.

Серебряный, серебристый; старый, старинный; блестеть, сиять, светиться.

Задание 2.Спишите текст . Определите границы предложений с помощью знаков препинания. Затем прочитайте текст с правильной интонацией.

Кто знает речку Ипуть чудесная речка а что за берега плакучие ивы развесили над рекой свои ветви на крутом берегу Ипути стоит село в его окрестностях змейками вьются шесть речушек хорошие речки но лучше всего Ипуть.

Задание 3. Выпишите грамматические основы предложений.

Чернеет дорога приморского сада. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. У папы три капли упали со шляпы. Я увидел на стекле три капли дождя. Что-то упало в комнате. Три часа у проруби три вороны пробыли.

Задание 4. Спишите, расставляя знаки препинания.

Чтение вот лучшее учение. Хорошая книга праздник. Книга это источник народов земли. Книга верный  друг  и советчик.

Задание5. Спишите, распространяя  данные предложения.

Наступил сентябрь. Небо чистое. Листья падают. Птицы улетают. Наступят заморозки.

Задания для второй дорожки.

Задание 1. Спишите , вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы и дополнения.

Лунный свет зал…вал п… ляну. Тучи скрыли остатки лунного диска. Звезды усеяли все небо. Все рассматривали прич…дливые узоры.

Задание2. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте члены предложения.

Певчий дрозд небольшая птичка. Снегирь русская наша птичка. Оляпка осторожная  и чуткая птичка.

Задание3. Подберите и вставьте вместо точек слова, данные в рубрике «Для справок». Определите, какие это члены предложения, подчеркните их.

Ребята (когда?) ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они вышли (откуда?) и собрались (где?). (Как?) потрескивают сухие сучья. (Как?) звучат песни.

Для справок: вдаль, задорно, весело, ярко, у костра, из палаток, вечером,  очень, в поход, сегодня.

Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные  буквы. Составьте схемы предложений с однородными членами.

Растворились в т…мноте рощи, сады, поля. Т… кла, изв…валась, блестела река. Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. Луна осв…щала сад, дорожку, беседку.

Задание5. Спишите предложения , добавляя однородные  члены. Составьте схемы предложений.

В реке ребята ловят рыбу:… . В лукошке лежали грибы:… . Он побывал в городах:… . В нашу школу приезжали космонавты:… .

Задания для третьей дорожки:

Задание1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Не шуми ты рожь спелым колосом. Куда ты спелый ручеек стремишься? Спой светик не стыдись? Друзья к чему весь этот шум? Ты не пой косарь про широку степь.

Задание 2. Сделай (письменно) синтаксический разбор предложений.

Золотой метелью мчится желтый лист. Ель рукавом мне тропинку завесила. Багряная печальная луна висит еще вдали.

Задание 3. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните в предложениях грамматические основы, составьте схемы.

Мы увидели что волчица вместе с волчатами пролезла в нору. Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика удалялся. Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядились деревья. Если ветка качнется с нее упадет снег. Ветер зашумел и скоро затих.

Задание 4.Дополните предложения прямой речью, расставляя знаки препинания.

Мама предупредила… .

Мальчик испуганно прошептал … .

… неожиданно объявил Вовка.

… спросил незнакомец.

Задание 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Стройные к…сяки журавлей пот…нулись в д…лекие страны. Покружились они над полями лесами городами. На отдых ост…новились в лесу. Но вот пок…залась  ранняя зорька и журавли опять отпр…вляются в путь. С неба слышим их пр…щальные голоса. (До) св…дания журавли!

  1. Подведение итогов урока.

Учитель называет имена учеников, которые, выполняя задание, не ошиблись и давали полные ответы. Им вручаются призы и орден «Умник» (или «Умница»).

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.