7 класс. Русский язык.Русский язык как развивающееся явление
7 класс. Русский язык.Русский язык как развивающееся явление
Комментарии преподавателя
1. Введение
Рис. 1. Белинский В. Г.
Виссарион Григорьевич Белинский говорил: «Язык живет вместе с жизнью народа». И действительно, как и любой другой язык, русский язык развивается в процессе развития общества:
- обогащается словарный запас,
- изменяются морфологические нормы языка,
- появляются новые синтаксические конструкции,
- закрепляются новые нормы произношения и написания слов.
2. Факторы, влияющие на изменение словарного состава языка
Яснее всего изменения, происходящие в языке, обнаруживаются в его лексическом составе, так как именно лексика наиболее быстро реагирует на изменения в общественной жизни.
Это, конечно, и политические события, и развитие науки и техники, расширение экономических и политических связей с другими народами. В результате воздействия этих факторов одни слова устаревают и выходят из активного употребления. Так, например, произошло со словами кичка, светец,камзол и мн. др. А другие слова, наоборот, появляются в составе языка вместе с теми предметами и явлениями, которые появляются в нашей жизни. Так, например, относительно недавно у нас появились слова рейтинг, программист, саммит и т.д.
Расширение лексического состава языка может происходить и за счет употребления в речи переосмысленных слов и выражений. Так, например, в ХІХ веке слово утренник имело только одно значение. В словаре Даля читаем: утренник – это весенний или осенний ночной мороз. А сейчас, в ХХІ веке, это слово получило и второе значение. Утренник – это утренний детский спектакль, праздник.Сравните: Весенние утренники вредны для растений. - На детском утреннике ребята читали свои стихи.
В активное употребление могут возвращаться и устаревшие слова. Так, например, сейчас мы снова употребляем ранее устаревшие слова губернатор, дума и др.
3. Изменения в грамматическом и фонетическом строе языка
Изменения в грамматическом и фонетическом строе языка происходят значительно медленнее, чем в лексике. Их обнаруживают ученые-лингвисты, сопоставляя между собой тексты, написанные в разные периоды существования языка. Так, например, выяснилось, что в русском языке звука [ф] и буквы Ф не было. Получается, что все слова, начинающееся на букву Ф, заимствованные. Звук [ф] появился в нашем фонетическом строе только в ХІІ - ХІІІ веках в результате процесса оглушения в таких словах, как лавка[лафка], ров[роф] и др.
Наблюдаются колебания и в произношении слов русского языка. Так, в 1955 году было нормой произношение слова фОльга, сейчас мы произносим - фольгА. А в сентябре 2009 года стал нормой двойной вариант произношения слов йОгурт и йогУрт, дОговор и договОр.
В грамматическом строе языка также происходят изменения. Если мы откроем роман Пушкина «Евгений Онегин», мы сможем прочитать: «в постелю с бала едет он». Что же, наш писатель ошибся? Конечно, нет. Дело в том, что в 19 веке слова постель не было, а употреблялось существительное І склонения – постеля.
В том же ХІХ веке был вариант выбора. Можно было говорить «еду в маскарад» и «еду на маскарад»; «играю в театре» и «играю на театре». А сейчас остался только один вариант сочетания этих слов – «еду на маскарад», «играю в театре».
4. Русский алфавит
Датой рождения русского письма считается 863 год. Это год, когда славянский просветитель Кирилл создал первую русскую азбуку, называлась она кириллица.
Рис. 2. Кириллица (Источник)
За свою долгую историю русское письмо претерпело всего 2 реформы.
Автором первой реформы был Петр Первый, который убрал из русского алфавита не нужные русскому письму, но писавшиеся по традиции греческие буквы – «зело», «омега», «пси», «кси». Кроме этого, он изменил начертание русских букв, сделав их похожими на очертания латинских букв. Такую азбуку стали называть гражданицей, или гражданкой, потому что использовалась она для светских документов и светской переписки.
Рис. 3. Гражданица. 1710 г. (Источник)
Вторая реформа русского языка произошла в 1917-1918 годах. К этому времени накопилось уже много ненужного, излишнего в русской азбуке. Но самым главным недостатком по-прежнему оставались лишние буквы. В результате реформы были, например, отменены буквы «ять», «ижица» и другие.
Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление.
Рис. 4. С помощью этого стихотворения гимназисты запоминали слова с буквой «ЯТЬ».
5. Вывод
Прав был Белинский, утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа».
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-1-vvedenieb/russkiy-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie?seconds=0&chapter_id=144
истчник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JpTyT-HiepY
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=sz2HOcywzcU
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=qsDE0PmSkso
источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/russkijj-jazyk-kak-razvivajushheesja-javlenie1.html
источник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1781-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie.html