7 класс. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор

7 класс. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор

Комментарии преподавателя

Введение. Синтаксис

Син­так­сис (гр. syntaxis – «по­стро­е­ние, по­ря­док») – это уче­ние о сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Словосочетание

Сло­во­со­че­та­ние – это со­еди­не­ние двух са­мо­сто­я­тель­ных слов, свя­зан­ных под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

В со­ста­ве сло­во­со­че­та­ния вы­де­ля­ют­ся глав­ное и за­ви­си­мые слова. От глав­но­го слова к за­ви­си­мо­му за­да­ет­ся во­прос.

На­при­мер, можно вы­де­лить сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­нии:

   Глаг.           мест.    сущ.    при­лаг.       союз   глаг.    мест.    при­лаг.    сущ.

От­пу­стил он   рыбку зо­ло­тую  и   ска­зал   ей   лас­ко­вое слово.

            х

От­пу­стил (кого?) рыбку

    х   

Рыбку (какую?) зо­ло­тую

    х

Ска­зал (кому?) ей

     х

Ска­зал (что?) слово

    х

Слово (какое?) лас­ко­вое

Предложение

Пред­ло­же­ние – это еди­ни­ца син­так­си­са, ко­то­рая вы­ра­жа­ет от­но­си­тель­но за­кон­чен­ную мысль и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­то­на­ци­он­ной за­вер­шен­но­стью.

Пред­ло­же­ние яв­ля­ет­ся еди­ни­цей об­ще­ния.

Пред­ло­же­ние может со­сто­ять из од­но­го слова (Све­та­ет.), а сло­во­со­че­та­ние – нет.

Виды пред­ло­же­ний по цели вы­ска­зы­ва­ния:

По­вест­во­ва­тель­ные (в них со­об­ща­ет­ся о ка­ких-то фак­тах или яв­ле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти).

Во­про­си­тель­ные (слу­жат для вы­ра­же­ния во­про­са).

По­бу­ди­тель­ные (по­буж­де­ние к дей­ствию).

Виды пред­ло­же­ний по ин­то­на­ции:

Вос­кли­ца­тель­ные – эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные пред­ло­же­ния, ко­то­рые вы­ра­жа­ют пе­ре­жи­ва­ния го­во­ря­ще­го или его от­но­ше­ние к со­об­ще­нию.

Невос­кли­ца­тель­ные.

Грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва пред­ло­же­ния – под­ле­жа­щее + ска­зу­е­мое (рис. 1).

Рис. 1. Грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва пред­ло­же­ния (Ис­точ­ник)

Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым нет под­чи­ни­тель­ной связи, это рав­но­прав­ные члены пред­ло­же­ния. Они не об­ра­зу­ют сло­во­со­че­та­ние.

Вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния по­яс­ня­ют глав­ные или дру­гие вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния (рис. 2).

До­пол­не­ние.

Опре­де­ле­ние.

Об­сто­я­тель­ство.

Рис. 2. Вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния (Ис­точ­ник)

Виды пред­ло­же­ний по на­ли­чию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния:

Рас­про­стра­нен­ное (есть вто­ро­сте­пен­ные члены).

Нерас­про­стра­нен­ное (нет вто­ро­сте­пен­ных чле­нов).

Виды пред­ло­же­ний по ко­ли­че­ству грам­ма­ти­че­ских основ:

Про­стые (одна грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва).

Слож­ные (более одной грам­ма­ти­че­ской ос­но­вы) (рис. 3).

Рис. 3. Про­стое и слож­ное пред­ло­же­ние (Ис­точ­ник)

Виды слож­ных пред­ло­же­ний по сред­ствам связи:

Со­юз­ные.

Бес­со­юз­ные.

Синтаксический разбор

Син­так­си­че­ский раз­бор:

1.      Под­черк­ни­те в пред­ло­же­нии глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные члены.

2.      Дайте ха­рак­те­ри­сти­ку пред­ло­же­ния по плану:

По­веств./по­бу­дит./во­про­сит.

Вос­клиц./невос­кли­цат.

Про­стое/слож­ное.

Для про­сто­го:

Рас­простр./нерас­простр.

Ослож­не­но (од­но­род­ность, об­ра­ще­ния, ввод­ные слова и т.д.)

Для слож­но­го:

Со­юз­ное/бес­со­юз­ное.

Об­ра­зец № 1

Шум и дви­же­ние про­ис­хо­ди­ли в за­по­рож­ском та­бо­ре.

(По­веств., невос­кл., про­стое, рас­простр., ослож­не­но од­но­род­ны­ми под­ле­жа­щи­ми)

Об­ра­зец № 2

Со степи по­нес­лось звон­кое ржа­ние же­ре­бен­ка; крас­ные по­ло­сы ясно сверк­ну­ли на небе.

(по­вест­во­ват; невос­кли­цат.; слож­ное; бес­со­юз­ное)

Пунктуация

Пунк­ту­а­ция (от лат. punctum – точка) – это си­сте­ма зна­ков пре­пи­на­ния ка­ко­го-ли­бо языка, а также раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­ча­ю­щий за­ко­но­мер­но­сти этой си­сте­мы.

Де­сять зна­ков пре­пи­на­ния:

1.      Точка.

2.      За­пя­тая.

3.      Точка с за­пя­той.

4.      Вос­кли­ца­тель­ный знак.

5.      Во­про­си­тель­ный знак.

6.      Мно­го­то­чие.

7.      Двое­то­чие.

8.      Тире.

9.      Ка­выч­ки.

10.  Скоб­ки.

Повторение правил пунктуации при однородности, обращении, прямой речи

По­вто­ре­ние пра­вил по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при од­но­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния (рис. 4)

Рис. 4. Знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­но­сти (Ис­точ­ник) 

По­вто­ре­ние пра­вил по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при об­ра­ще­ни­ях (рис. 5)

Рис. 5. Знаки пре­пи­на­ния при об­ра­ще­нии (Ис­точ­ник)

По­вто­ре­ние пра­вил по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при пря­мой речи (рис. 6)

Рис. 6. Знаки пре­пи­на­ния при пря­мой речи (Ис­точ­ник)

 

До­пол­ни­тель­но

Виды связи слов в сло­во­со­че­та­нии:

Со­гла­со­ва­ние (за­ви­си­мое слово упо­доб­ля­ет­ся глав­но­му в роде, числе и па­де­же).

На­при­мер: крас­ные ли­стья (мн.ч.) – крас­ный дом (ед.ч., муж.р.) – крас­ное пла­тье (ед.ч. ср.р.).

Управ­ле­ние (за­ви­си­мое слово стоит при глав­ном в опре­де­лен­ном па­де­же).

На­при­мер: иду в школу (В.п.).

При­мы­ка­ние (за­ви­си­мое слово свя­за­но с глав­ным толь­ко по смыс­лу и вы­ра­же­но неиз­ме­ня­е­мы­ми ча­стя­ми речи: ин­фи­ни­ти­вом, де­е­при­ча­сти­ем, на­ре­чи­ем).

На­при­мер: при­шел (зачем?) по­го­во­рить (инф.).

 источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/sintaksis-punktuatsiya-sintaksicheskiy-razbor

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=kO8uPCo1n4o

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UoIA91Migns

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=4aeAk_hLHFw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=qqNXIk8Rpek

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=p_vlYA3VyZo

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы