7 класс. Русский язык. Лексика и фразеология

7 класс. Русский язык. Лексика и фразеология

Комментарии преподавателя

Урок: Лек­си­ка и фра­зео­ло­гия (часть 1)

1. Введение

Лек­си­ка – сло­вар­ный со­став языка.

Лек­си­ко­ло­гия – раз­дел язы­ко­зна­ния, ко­то­рый изу­ча­ет слово, как еди­ни­цу  сло­вар­но­го со­ста­ва языка и лек­си­че­скую си­сте­му языка.

2. Лексическое значение

Од­но­знач­ные слова - одно лек­си­че­ское зна­че­ние. Тер­ми­ны, слова с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, как пра­ви­ла, од­но­знач­ные.  На­при­мер: ав­то­бус, ка­ран­даш, ком­пью­тер.                               

Мно­го­знач­ные слова - несколь­ко лек­си­че­ских зна­че­ний.

Боль­шин­ство слов в рус­ском языке мно­го­знач­ные. Яв­ле­ние мно­го­знач­но­сти на­зы­ва­ет­ся «по­ли­се­мия».

При­мер мно­го­знач­но­го слова: гла­гол БРО­СИТЬ (8 зна­че­ний)

Вы­пу­стив из руки за­ста­вить или дать по­ле­теть, упасть. (Бро­сить мяч).

То же, что вы­бро­сить. (Бро­сить очист­ки в ведро).

Быст­ро пе­ре­ме­стить, на­пра­вить, по­слать ку­да-ли­бо. (Бро­сить отряд в бой).

Пре­кра­тить де­лать что-ли­бо. (Бро­сить ку­рить).

Уйдя, оста­вить, по­ки­нуть. (Бро­сить семью, дру­зей).

Охва­тить чем-ли­бо. (Бро­си­ло в жар).

Го­во­рить, вы­ска­зы­вать что-ли­бо резко и неожи­дан­но. (Бро­сить об­ви­не­ние).

Рас­то­чать, про­ма­ты­вать (день­ги, разг.) (Бро­сать день­ги на ветер).

 Пря­мое и пе­ре­нос­ное зна­че­ние слова.

Дом Дом

Рис. 1. Дом  (прям. зн.) – стро­е­ние, зда­ние (жилой дом), Рис. 2. Дом (пе­ре­нос. зн.) – ди­на­стия, (дом Ро­ма­но­вых) (Ис­точ­ник)

3. Омонимы

Омо­ни­мы – слова одной и той же части речи, ко­то­рые пи­шут­ся и про­из­но­сят­ся оди­на­ко­во, но имеют раз­ное лек­си­че­ское зна­че­ние.

На­при­мер:

Лук                 Лук

 Рис. 3. Лук – овощ (Ис­точ­ник), Рис. 4. Лук – ору­дие стрель­бы (Ис­точ­ник)

4. Синонимы

Си­но­ни­мы – слова одной части речи, близ­кие по зна­че­нию, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по на­пи­са­нию и про­из­но­ше­нию.

Си­но­ни­мы об­ра­зу­ют си­но­ни­ми­че­ский ряд, в ко­то­ром слова от­ли­ча­ют­ся сти­ли­сти­че­ской окрас­кой или ком­по­нен­та­ми зна­че­ния. На­при­мер:  обык­но­вен­ный – обыч­ный – за­уряд­ный – ор­ди­нар­ный; спать – по­чи­вать – дрых­нуть.

5. Антонимы

Ан­то­ни­мы – это слова одной части речи, име­ю­щие со­от­но­си­тель­но друг с дру­гом про­ти­во­по­лож­ные зна­че­ния. На­при­мер: ве­се­ло – груст­но; боль­шой – ма­лень­кий.

Не все слова имеют ан­то­ни­мы. Ан­то­ни­мия ха­рак­тер­на для ка­че­ствен­ных при­ла­га­тель­ных и на­ре­чий. Ан­то­ни­мы могут быть од­но­ко­рен­ны­ми (ве­се­лый – неве­се­лый) или раз­но­ко­рен­ны­ми (ве­се­лый – груст­ный).

6. Подведение итогов

До­маш­нее за­да­ние

Упраж­не­ние № 13 ( Ба­ра­но­ва М.Т., Ла­ды­жен­ская Т.А. и др. «Рус­ский язык. 7 класс». Учеб­ник. - М.: Про­све­ще­ние,  2012).

За­да­ние. Опре­де­ли­те среди вы­де­лен­ных слов мно­го­знач­ные слова и омо­ни­мы.

1) Ле­теть на са­мо­ле­те – ле­теть со стула. 2) Муд­рый ста­рец – муд­рое ре­ше­ние. 3) Мут­ная вода – мут­ное со­зна­ние. 4) Кир­пич­ный заводзавод у часов. 5) Халат из байки – слу­шать байки. 6) Нести че­мо­дан – нести на­ка­за­ние. 7) Бол­тать но­га­ми – бол­тать язы­ком. 8) Внеш­ний вид – гла­голь­ный вид. 9) То­пить печь – то­пить ко­рабль. 10) Глава пра­ви­тель­ства – глава книги. 11) Вы­би­вать дробь – де­ся­тич­ная дробь.

За­да­ние. Най­ди­те и вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы или си­но­ни­мы в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

1) Да здрав­ству­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма.

2) Прошу тебя, умо­ляю, поз­воль мне уехать. 3) Все было ин­те­рес­но, все важ­ное необ­хо­ди­мо, даже неин­те­рес­ное было ин­те­рес­ным, по­то­му что тре­бо­ва­ло ак­тив­но­го к себе от­но­ше­ния. 4) Врага уни­что­жить – боль­шая за­слу­га, но друга спа­сти – это выс­шая честь. (А.Твар­дов­ский) 5) Скор­беть надо, а не ра­до­вать­ся. (А.Чехов)

6) Я каж­дый раз видел, как эта дама, очень пол­ная, пух­лая, важ­ная, по­хо­жая на от­корм­лен­ную гу­сы­ню, гу­ля­ла по саду. 7) И сразу вза­мен неве­зе­нья в любви про­яви­лось на­смеш­ли­вое к нему бла­го­во­ле­ние удачи. 8) Горе ста­рит, а ра­дость мо­ло­дит.

9) В сущ­но­сти, для меня вы те­перь самый близ­кий, самый род­ной че­ло­век. 10) На чуж­бине и калач не в ра­дость, а на ро­дине и чужой хлеб в сла­дость. 11) Свет­лые и тем­ные вос­по­ми­на­ния оди­на­ко­во его тер­за­ли. 12) На своей сто­роне мило, на чужой по­сты­ло.

13) На кого ты по­ки­нул свою бед­ную Олень­ку, бед­ную, несчаст­ную?.. 14) Бызин хму­рил­ся и пря­тал глаза, а Семен Мит­ро­фа­но­вич улы­бал­ся. 15) И там кон­чил­ся один мир и на­чал­ся дру­гой.

Урок: Лек­си­ка и фра­зео­ло­гия (часть 2)

1. Устаревшая лексика

Уста­рев­шая лек­си­ка – слова, вы­шед­шие из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния. Это ис­то­риз­мы и ар­ха­из­мы.

Ис­то­риз­мы – слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и яв­ле­ния, ис­чез­нув­шие из со­вре­мен­ной жизни. На­при­мер:

Кафтан Гусли

Рис. 1. Каф­тан (Ис­точ­ник), Рис. 2. Гусли (Ис­точ­ник)

Ар­ха­из­мы – уста­рев­шие на­зва­ния су­ще­ству­ю­щих и в наше время пред­ме­тов и яв­ле­ний, для обо­зна­че­ния ко­то­рых воз­ник­ли новые слова.

На­при­мер: очи – глаза; уста – рот; ла­ни­ты – щёки; перст – палец.

2. Неологизмы

Нео­ло­гиз­мы – новые слова, но­виз­на ко­то­рых ощу­ща­ет­ся го­во­ря­щи­ми. Нео­ло­гиз­мы де­лят­ся на язы­ко­вые и ав­тор­ские.

Язы­ко­вые нео­ло­гиз­мы воз­ни­ка­ют как новое на­зва­ние уже су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов или на­зва­ние новых пред­ме­тов. На­при­мер: флеш­ка; мер­чан­дай­зинг.

Ав­тор­ские (ин­ди­ви­ду­аль­ные) нео­ло­гиз­мы встре­ча­ют­ся в ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях. Они по­мо­га­ют сде­лать речь ярче, вы­ра­зи­тель­нее. На­при­мер: Вы­фла­же­но всё. И люди, и стро­е­ния. (В.Ма­я­ков­ский)

3. Общеупотребительная лексика

Сфера упо­треб­ле­ния лек­си­ки.

 1) Об­ще­упо­тре­би­тель­ная лек­си­ка -  слова, ко­то­рые мы ис­поль­зу­ем в раз­ных сфе­рах жизни. На­при­мер: вода, ра­бо­тать, кра­си­вый.

4. Лексика ограниченного употребления

2) Лек­си­ка огра­ни­чен­но­го упо­треб­ле­ния:

- диа­лек­тиз­мы (огра­ни­че­ны  опре­де­лен­ной мест­но­стью) На­при­мер: баять – го­во­рить.

- тер­ми­ны (огра­ни­че­ны сфе­рой науки или ис­кус­ства). На­при­мер: гла­гол – тер­мин линг­ви­сти­ки

- про­фес­си­о­на­лиз­мы (огра­ни­че­ны  про­фес­си­ей). На­при­мер: ба­ран­ка – руль (в речи шо­фе­ров)

 Руль (баранка)

Рис. 3 Руль (ба­ран­ка) (Ис­точ­ник

- жар­го­низ­мы (огра­ни­че­ны родом за­ня­тий и ин­те­ре­сов: сту­ден­ты, школь­ни­ки и т.д.) На­при­мер: бомба – осо­бый вид шпар­гал­ки у сту­ден­тов; шпора – шпар­гал­ка у школь­ни­ков.

Шпаргалка (шпора)

Рис. 4 Шпар­гал­ка (шпора) (Ис­точ­ник)

5. Фразеологизмы

Фра­зео­ло­гизм – устой­чи­вое со­че­та­ние слов, по­сто­ян­ное по сво­е­му зна­че­нию и со­ста­ву и вос­про­из­во­ди­мое в речи как го­то­вая еди­ни­ца.

Зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма не рав­ня­ет­ся сумме зна­че­ний вхо­дя­щих в него слов. Срав­ни­те:

По­ве­сить паль­то (пря­мое зна­че­ние) – по­ве­сить нос ( пе­ре­нос­ное зна­че­ние, т.е. за­гру­стить).

Фра­зео­ло­гиз­мы де­лят­ся на книж­ные и раз­го­вор­ные.

При­ме­ры книж­ных фра­зео­ло­гиз­мов:

 ахил­ле­со­ва пята - уяз­ви­мое место (из ли­те­ра­ту­ры эпохи Ан­тич­но­сти);

ка­мень пре­ткно­ве­ния - пре­пят­ствие, пре­гра­да (из Биб­лии).

При­ме­ры раз­го­вор­ных фра­зео­ло­гиз­мов: бить ба­клу­ши – без­дель­ни­чать; во­дить за нос – об­ма­ны­вать.

 

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IGujie3amjo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=8cTDtcr0xlA

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/leksika-i-frazeologiya-chast-1

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/leksika-i-frazeologiya-chast-2

источник презентации -http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/leksika-i-frazeologija0.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FtYtcepOLAk

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=6INfsRR1Z8U

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=84liMwXhZPg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3vxi2evV77E

Файлы