7 класс. Русский язык. Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова

7 класс. Русский язык. Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова

Комментарии преподавателя

1. Введение. Фонетика

Фо­не­ти­ка – это раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­ча­ю­щий зву­ко­вой строй языка. В ве­де­нии фо­не­ти­ки на­хо­дят­ся во­про­сы, свя­зан­ные с об­ра­зо­ва­ни­ем, со­че­та­ни­ем и че­ре­до­ва­ни­ем зву­ков; де­ле­ни­ем слова на слоги, уда­ре­ни­ем, ин­то­на­ци­ей.

2. Звуки и буквы

Звук – это ми­ни­маль­ная, нечле­ни­мая еди­ни­ца ре­че­вой цепи.

Буква яв­ля­ет­ся гра­фи­че­ским обо­зна­че­ни­ем звука на пись­ме.

 Буквы

 Рис. 1. Буквы

Пом­ни­те: недо­пу­сти­мо сме­ши­вать тер­ми­ны «звук» и «буква».

Звуки де­лят­ся на глас­ные и со­глас­ные.

3. Гласные звуки

При об­ра­зо­ва­нии глас­ных участ­ву­ет толь­ко голос. При их про­из­но­ше­нии воз­дух про­хо­дит сво­бод­но, не встре­чая пре­пят­ствий во рту.

В рус­ском языке 6 глас­ных зву­ков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Глас­ные могут сто­ять в удар­ной или без­удар­ной по­зи­ции.

4. Согласные звуки

Все со­глас­ные звуки раз­ли­ча­ют­ся по уча­стию го­ло­са и шума в про­цес­се об­ра­зо­ва­ния звука.

Со­нор­ные [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j] 

Шум­ные, ко­то­рые в свою оче­редь де­лят­ся на звон­кие и глу­хие

При об­ра­зо­ва­нии звон­ких со­глас­ных ([б], [б'], [д], [д'], [г], [г'] и др.) на­ря­ду с шумом участ­ву­ет и голос. 

При об­ра­зо­ва­нии глу­хих ([п], [п'], [т], [т'], [к], [к'] и др.) - толь­ко шум. 

Твер­дые и мяг­кие со­глас­ные раз­ли­ча­ют­ся по­ло­же­ни­ем языка. 

При об­ра­зо­ва­нии мяг­ких со­глас­ных ([л'], [р'], [п'], [д'] и др.) тело языка сдви­га­ет­ся впе­ред, при об­ра­зо­ва­нии твер­дых – назад.

При­ня­то вы­де­лять 12 пар про­ти­во­по­став­лен­ных по глу­хо­сти/звон­ко­сти со­глас­ных.

[б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [в], [в'], [з], [з'], [ж], [ж’] 

[п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [ш’]. 

К звон­ким непар­ным от­но­сят все со­нор­ные: [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j].  

К глу­хим непар­ным – звуки [х], [x'], [ц], [ч]. 

Со­глас­ные об­ра­зу­ют 15 пар про­ти­во­по­став­лен­ных по твер­до­сти/мяг­ко­сти зву­ков.

[б] - [б'], [д] - [д'], [г] - [г'], [в] - [в'], [з] - [з'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [с] - [с'], [х] - [x'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [р] - [р']. 

К твер­дым непар­ным от­но­сят со­глас­ные [ж], [ш], [ц], а к мяг­ким непар­ным – [ж’], [ш’], [ч], [j]. 


Буквы Е, Ё, Ю, Я.

В по­ло­же­нии на­ча­ло слова, после глас­ной или после раз­де­ли­тель­ных Ъ и Ь обо­зна­ча­ют двой­ной звук: [йэ], [йо], [йу], [йя]. 

В по­ло­же­нии после твер­до­го со­глас­но­го обо­зна­ча­ют один звук: [э], [о], [у], [я].

На­при­мер:

 Яблоко                                                                               Мяч

[йа]                                                                                    [а]

ЯблокоМяч

 Рис. 2. Яб­ло­ко,  Рис. 3. Мяч


5. План фонетического разбора слова

1. Делим слово на слоги, ста­вим уда­ре­ние.

2. За­пи­сы­ва­ем фо­не­ти­че­скую тран­скрип­цию и даем ха­рак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку.

3. Для глас­ных зву­ков ука­зы­ва­ем, в удар­ной или без­удар­ной по­зи­ции они стоят.

4. Для со­глас­ных зву­ков от­ме­ча­ем, звон­кие они или глу­хие, твер­дые или мяг­кие.

5. В конце ука­зы­ва­ем ко­ли­че­ство зву­ков и букв.

На­при­мер:

Пя-тёр-ка, уда­ре­ние на о

п – [п’] – со­глас., глух., мягк.

я – [и] – глас., безуд.

т – [т’] – со­глас., глух., мягк.

ё – [о] – глас., удар.

р – [р] – со­глас., звонк., тверд.

к – [к] – со­глас., глух., тверд.

а – [а] – глас., без­удар.

букв, 7 зву­ков

6. Орфография

Ор­фо­гра­фия (от гре­че­ско­го orthos «пра­виль­ный» и grapho «пишу») – это со­во­куп­ность пра­вил, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют еди­но­об­раз­ное на­пи­са­ние слов.

5 раз­де­лов:

1) пе­ре­да­ча бук­ва­ми на пись­ме зву­ко­во­го со­ста­ва слова;

2) упо­треб­ле­ние на пись­ме за­глав­ных и строч­ных букв;

3) слит­ные, раз­дель­ные и де­фис­ные на­пи­са­ния слов;

4) пе­ре­нос части слова с одной стро­ки на дру­гую;

5) гра­фи­че­ские со­кра­ще­ния слов на пись­ме.

Ор­фо­грам­ма - на­пи­са­ние слова, ко­то­рое ре­гу­ли­ру­ет­ся ор­фо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом или уста­нав­ли­ва­ет­ся в слов­ном по­ряд­ке.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/fonetika-orfografiya-foneticheskiy-razbor-slova?konspekt

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=NVwxHoIKmrU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=_-yxg_rs-hw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=95PpykbZfOw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UHRnjT8_hlc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=7Ty9qMprJuQ

источник ивдео - http://www.youtube.com/watch?v=nRAL99DTvnk

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/fonetika-i-orfografija-foneticheskijj-razbor-slova.html

Файлы