9 класс. Русский язык. Сложные предложения с разными видами связи
9 класс. Русский язык. Сложные предложения с разными видами связи
Комментарии преподавателя
Цель этого урока – углубить представление о структуре сложных предложений с разными видами связи, называемых сложными синтаксическими конструкциями, и формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.
Известно, что в современном русском языке широко распространены сложные предложения, отражающие многообразие действий и ситуаций. Такие сложные предложения (сложные синтаксические конструкции) могут содержать в своем составе три и более простых предложения.
В подобных предложениях части могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.
Например, в предложении
- три части.
Первая и вторая части соединены между собой подчинительной связью при помощи союза «что» и интонации, а вторая и третья связаны бессоюзной связью с помощью интонации причины.
Во многих случаях между частями сложных синтаксических конструкций знаки препинания ставятся на общем основании, т.е. по пунктуационным правилам употребления знаков препинания между простыми предложениями в составе сложных союзных и бессоюзных предложений.
Например:
Перед нами сложное предложение с разными видами связи: первая и вторая части соединены только с помощью интонации перечисления (между частями необходимо поставить точку с запятой, так как эти части сложного предложения менее связаны между собой по смыслу, т. е. более самостоятельны), а вторая и третья части соединены союзной сочинительной связью с помощью союза «и» и интонации (между частями перед сочинительным союзом и ставится запятая).
В сложных синтаксических конструкциях рядом могут оказаться любые сочинительные и подчинительные союзы, например, «и» и «когда», «и» и «хотя», «и» и «как» (или сочинительный союз и союзное слово).
Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части составного союза (то, так) или союза «но».
Например:
В данном примере запятая при стечении союзов «и» и «когда» ставится, так как в продолжении предложения нет слов «то», «так», «но». Кроме того, придаточное времени с союзом когда можно опустить без ущерба для смысла предложения.
Если же в продолжении предложения после придаточной части есть вторая часть составного союза (то, так) или союз «но», то запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов не ставится.
Кроме того, придаточное времени с союзом «когда» нельзя опустить без ущерба для смысла предложения.
Рассмотрим другие примеры:
Запятая при стечении союзов «и» и «хотя» ставится, поскольку в продолжении предложения нет слов «то», «так», «но»).
Запятая при стечении союзов «и» и «хотя» не ставится, так как в продолжении предложения есть союз «но».
Не разделяются, как правило, запятой сочинительный и подчинительный союзы, стоящие в начале предложения:
Подводя итоги урока, можно отметить, что знание особенностей сложных синтаксических конструкций и их структуры формирует умение грамотно ставить в них знаки препинания, составлять стилистически верно подобные предложения и активно использовать их в речи.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=M7rM9SKH-_E
http://znaika.ru/catalog/9-klass/russian/Znaki-prepinaniya-v-slozhnykh-predlozheniyakh-s-razlichnymi-vidami-svyazi
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/slozhnye-predlozhenija-s-raznymi-vidami-svjazi0.html