9 класс. Русский язык. Развитие речи
9 класс. Русский язык. Развитие речи
Комментарии преподавателя
Урок 3
ПОВТОРЕНИЕ: СТИЛИ РЕЧИ
Планируемые результаты:
предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;
личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей;
регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари);
познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Сценарий урока
I. Стилистическая разминка.
Задание: определите стилевую принадлежность текста.
1. В школе я всегда любила историю. Помню удивительные заочные путешествия в прошлое, исследование «ленты времени», чтение документов минувших эпох. И всегда меня поражала мысль о том, что за строчками учебника – человеческая жизнь. Какая-то девочка, как и я сегодня, смотрела в окно, мечтала о будущем, не подозревая, что через века я буду думать о ней.
2. – Ты что рано, сынок?
– Истории не было, мам, учитель заболел. Здорово!
3. История – научная дисциплина гуманитарного цикла, исследующая сведения о политическом, социально-экономическом и культурном развитии общества в прошлом.
4. Чтобы хорошо подготовиться к уроку истории, надо, во-первых, внимательно выслушать учителя на уроке, во-вторых, законспектировать основные положения его рассказа, в-третьих, прочитав текст параграфа учебника, выделить основные положения, ответить на вопросы. И, наконец, пересказать факты, найти на карте расположение географических объектов и сделать выводы.
Ответы: 1 – художественный, эссе; 2 – разговорный; 3 – научный; 4 – официально-деловой, инструкция.
II. Обобщение изученного.
1. Проверка знаний по таблице на странице 10.
2. Анализ таблицы.
Учитель. Самая важная информация – в двух последних колонках. Что ещё можно добавить? (Перечислить языковые средства – лексические и синтаксические.)
Учитель. Карандашом допишите, каковы синтаксические особенности каждого стиля. Например: научный – употребление вводных конструкций, СПП причины, цели; разговорный – употребление обращений, неполных предложений; публицистический, художественный – употребление обособленных членов предложения.
III. Стилистический практикум.
1. Определение стилистической принадлежности текста.
Работа с текстами, упражнение 13.
Задание: прочитайте тексты; определите стиль каждого из них; обоснуйте свой ответ.
2. Анализ текста публицистического стиля.
Выполнение заданий к тексту В. Распутина, с. 11.
3. Анализ текста художественного стиля.
Выполнение заданий к тексту М. Лермонтова, с. 11–12.
4. Анализ текста научного стиля.
Выполнение заданий к тексту А. Цузмер, с. 12.
5. Преобразование текста художественного стиля в текст научного стиля.
Выполнение заданий к тексту по Б. Пастернаку, с. 12.
Домашнее задание: § 2, упражнение 15.
Урок 4
Типы речи
Планируемые результаты:
предметные: повторяют сведения о типах речи, учатся выполнять языковой анализ типовых фрагментов текста;
личностные: умеют эмоционально переживать содержание художественного текста;
регулятивные: умеют составлять и читать схемы, в которых отражено типологическое строение текста; анализируют текст;
познавательные: используют дополнительные источники информации;
коммуникативные: владеют навыками письменной речи, доказывают свое мнение, приводя аргументы.
Сценарий урока
I. Проверка домашней работы.
Чтение 2–3 сочинений «Язык что одежда». Комментарии учителя и учащихся.
Обсуждение вопроса: «Каким стилем речи вы воспользовались при написании сочинения? Почему?».
II. Работа по теме урока.
Работа строится по заданиям учебника: § 6, упр. 47, 48, 49, материал рубрики «Возьмите на заметку!», с. 32, 33.
Домашнее задание: упр. 50
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=4g3j3cKfWeY
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/08/27/temy-urokov-povtorenie-stili-rechi-tipy-rechi