9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения (часть 2)
9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения (часть 2)
Комментарии преподавателя
Цель урока: создать условия для формирования навыков безошибочно находить
обстоятельственные придаточные причины и следствия в предложении,
определять виды других придаточных.
Задачи урока:
а) обучающие:
- повторение сведений о СПП;
- повторение сведений об обстоятельственных, их видах;
- изучение строения СПП с придаточными обстоятельственными причины
и следствия;
б) развивающие:
- формирование умения видеть СПП;
- формирование умения определять место придаточного предложения по отношению к главному;
- формирование умения расставлять правильно знаки препинания в СПП, развитие языкового чутья (развития орфографической и пунктуационной зоркости);
- развитие навыков анализа и синтеза, критического мышления.
в) воспитывающие:
- формирование бережного отношения к слову, интереса к изучению русского языка (формирование речевой компетентности);
- воспитание эстетического вкуса, доброго отношения к человеку, природе (через примеры предложений, текстов).
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Введение в тему урока.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Тип урока: комбинированный (объяснение + закрепление, творческое применение знаний, контроль знаний).
Оборудование: доска, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, учебные пособия,
презентация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и следствия».
- Организационный момент.
Слово учителя.
- Разминка.
2.1. Задание: назвать специальные выразительные средства синтаксиса.
- Как можно судить о творчестве Ф.М. Достоевского, посмотрев фильм, но не прочитав «Преступление и наказание», «Идиот»?
(Риторический вопрос)
- «Чудо-руки бабушки, её ворчание и шумная ругань. Чудо – встречный человек. Чудо – его голос, глаза, уши. Чудо – это жизнь». (В.П. Астафьев)
(Повтор)
- Ты богат, я очень беден,
Ты – прозаик, я – поэт.
(Антитеза)
- А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь?
(Сравнение)
- Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
(Метафора)
- Цифровой диктант.
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными ошибочными. Если вы согласны – ставьте 1, если нет – 0.
Верно ли утверждение, что:
- Союзы что, как, ежели, потому что, будто – подчинительные? 1
- Определительные придаточные не отвечают на вопрос чей. 0
- Предложение – это синтаксическая единица. 1
- Союз однако – подчинительный. 0
- [ ], (если…) - схема СПП с придаточными обстоятельственными
условия. 1
- Придаточные обстоятельственные цели отвечают на вопросы зачем?
с какой целью? для чего? 1
- Предикативные части в сложноподчиненном предложении
связываются только при помощи подчинительных союзов или
союзных слов. 0
- Проверка домашнего задания.
3.1. Упражнение № 175. Построение учащимся схем предложений на доске, выборочная проверка предложений (фронтальный опрос).
- Индивидуальное задание (2-м учащимся) проверяется во время «мозгового штурма».
- Введение в тему урока.
4.1. «Мозговой штурм» (актуализация знаний).
Подготовка к ЕГЭ (работа на перспективу).
- На экране даны предложения, они «перепутаны».
Ваша задача – собрать текст и выбрать верный вариант ответа.
А) Третьяков был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.
Б) Художественная галерея носит имя П.М. Третьякова (27 декабря 1832 г. – 16 декабря 1898 г), мецената, российского предпринимателя, собирателя произведений отечественного изобразительного искусства, так как он был основателем этой галереи.
В) Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М. Третьякова.
Г) Третьяков свято верил, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях».
Д) Он был человеком деловым, и дело его процветало.
- А, Б, В, Г, Д.
- В, Б, А, Д, Г.
- В, А, Г, Д, Б.
- В, Б, Г, А, Д.
- Лексическая работа + историческая справка (индивидуальная исследовательская мини-работа).
Вопрос классу:
- А знаете ли вы значение слова «меценат»?
Двое учащихся предварительно получил задание: провести небольшую исследовательскую работу, найти информацию о происхождении этого слова и сведения о П.М. Третьякове.
- Сообщения учащихся.
- А сейчас вернёмся к предложениям, из которых мы создали текст, и найдем среди них сложноподчинённые предложения. Сколько их, назовите.
(их 3: Б, В, Г).
- Составьте схемы этих предложений, определите вид придаточных.
- Сравните их со схемами на доске.
- Какое из этих 3 предложений вызвало у вас трудности в определении вида придаточных? О каком придаточном (судя по вопросам) мы ещё не говорили на уроках, не знакомились подробно с ним?
(предложение Б)
- Используя откопированную таблицу в справочнике, найдите вид придаточного.
(придаточное обстоятельственное причины).
- Значит, с каким видом придаточных предложений мы будем с вами сегодня знакомиться?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся:
(СПП с придаточными обстоятельственными причины).
4.4. Целеполагание.
- А какие цели мы поставили перед собой?
Учащиеся пытаются сформулировать цели урока.
- А для чего мы ставим такие цели?
Ответы учащихся:
(Мы учимся анализировать, синтезировать, учимся правильно, грамотно строить свою речь, используя сложноподчиненные предложения. Так как придаточные причины тесно связаны с придаточными следствия, то мы их изучаем вместе.)
V. Объяснение нового материала через объяснения самих учащихся (по аналогии со структурой предложений с другими придаточными, изученными ранее).
5.1. По аналогии с предыдущими схемами постройте (покажите структуру) схему СПП с придаточным обстоятельственным причины, используя таблицу в справочнике.
5.2. Работа с учебником § 20, стр. 111 (разбираем примеры предложений, данные в рубрике «Возьмите на заметку»).
- Остановим свое внимание на связи придаточных причины и следствия.
Закрепление.
6.1. Работа в группах.
- А теперь, ребята, обратимся к тестам и работать будем в группах. Группы с консультантами займите свои места.
(Учащиеся переходят, меняются местами. На партах задания, отпечатанные из ГИА.)
- Определите вид придаточных, предварительно начертив схему. Даны 5 предложений, разбираем первые 3, остальные – на следующем уроке.
Поставьте цифры возле предложений, соотнеся их с буквами возле кратких характеристик, которые записаны на доске.
2 А. СПП с придаточным места
1 Б. СПП с придаточным следствия
5 В. СПП с придаточными условия и изъяснительным
4 Г. СПП с придаточным определительным
3 Д. СПП с придаточным определительным
- Работа в группах закончена, все занимаем свои места.
6.2. Подготовка к ГИА.
- На экране даны 3 предложения. В каждом из них определите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью.
Учащийся пишет цифры ответов на доске.
1 – 1
2 – 2, 3
3 – 2
- Скажите, а что помогает нам правильно ставить знаки препинания?
(Помогает знание строения предложений и умение строить схемы СПП).
6.3. Схематический диктант (3 предложения).
Учитель диктует предложения, учащиеся чертят схемы в тетради, на доске.
- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л.Н. Толстой).
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Оцени свою работу на уроке:
- Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой?
- Вы считаете, что научились определять придаточные причины и следствия?
- Вы считаете, что этот урок помог вам в развитии вашего словарного запаса и формировании речевых навыков?
VIII. Домашнее задание.
На оценку «5» - мини-сочинение «Как вы понимаете слова Третьякова, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях»?
На оценку «4» - придумать 5 предложений со значением придаточных причины и следствия.
На оценку «3» - упр. № 181.
Всем учить теорию (строение схем) по справочнику.
IХ. Создание ситуации успеха.
Оптимистичный настрой на следующий урок.
- Ну, и чтобы мы ушли с урока с хорошим настроением, давайте скажем друг другу приятные слова. Я начинаю, вы заканчиваете мою мысль:
1) Мы достигли учебных целей, потому что на уроке хорошо понимали друг друга.
2) Урок получился интересным, потому что мы активно работали.
3) Хорошее настроение нам обеспечено, потому что у нас всё будет хорошо.
4) А если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.
Если останется время, синтаксический разбор предложений (2) из теста, по которому работали в группах.
****************************************************
Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.
Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.
Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;
оборудование: учебник, раздаточный материал.
тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Повторение. Актуализация опорных знаний
1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал смеяться, начала, партер. (карточки)
2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)
a)Доволен успехами;
б) управлять автомобилем,
в) читать лежа,
г) характерные черты,
д) стена из кирпича.
3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)
- Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
- Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
- У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
- В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)
4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)
- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.
1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):
2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):
4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):
III. Постановка целей и задач урока.
- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).
- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).
Работа с таблицей.
Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.
- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).
- Давайте рассмотрим несколько примеров:
1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать). [ ], (так что ).
2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё). [ ], ( так что).
Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.
(Бастион – крепостное военное укрепление.)
Обратите внимание!
1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.
(доска) Сравните:
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;
Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.
Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
Например: (карточка)
- Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
- Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
- Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.
В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.
(доска)
1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.
3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.
V. Закрепление нового материала
Упр. 187 устно.
1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики
2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки
У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).
Вопросы ученикам:
- С какими видами придаточных познакомились?
- Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
- На какой вопрос они отвечают?
- Какими союзами они прикрепляются к главному?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=1PG9fTub21E
http://infourok.ru/material.html?mid=9925
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/22/slozhnopodchinennye-predlozheniya-s-pridatochnymi
http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/9_klass/slozhnopodchinjonnye_predlozhenija_s_pridatochnymi_obstojatelstvennymi_prichiny_i_sledstvija/86-1-0-29288