9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения (часть 2)

9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения (часть 2)

Комментарии преподавателя

Цель урока: создать условия для формирования навыков  безошибочно находить 

                        обстоятельственные придаточные причины и следствия в предложении,

                        определять виды других придаточных.

Задачи урока:

                        а) обучающие:

                        - повторение сведений о СПП;

                        - повторение сведений об обстоятельственных, их видах;

                        - изучение строения СПП с придаточными обстоятельственными причины

                        и следствия;

                        б) развивающие:

                        - формирование умения видеть СПП;

- формирование умения определять место придаточного предложения по    отношению к главному;

- формирование умения расставлять правильно знаки препинания в СПП,  развитие языкового чутья (развития орфографической и пунктуационной зоркости);

- развитие навыков анализа и синтеза, критического мышления.

в) воспитывающие:

- формирование бережного отношения к слову, интереса к изучению русского языка (формирование речевой компетентности);

- воспитание эстетического вкуса, доброго отношения к человеку, природе (через примеры предложений, текстов).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Введение в тему урока.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Итоги урока.
  7. Домашнее задание.

Тип урока:    комбинированный (объяснение + закрепление, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование:  доска, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, учебные пособия,

презентация урока  «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и следствия».

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

  1. Разминка.

2.1. Задание: назвать специальные выразительные средства синтаксиса.

  • Как можно судить о творчестве Ф.М. Достоевского, посмотрев фильм, но не прочитав «Преступление и наказание», «Идиот»?

(Риторический вопрос)

  • «Чудо-руки бабушки, её ворчание и шумная ругань. Чудо – встречный человек. Чудо – его голос, глаза, уши. Чудо – это жизнь». (В.П. Астафьев)

(Повтор)

  • Ты богат, я очень беден,

Ты – прозаик, я – поэт.

                                                                        (Антитеза)

  • А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь?

(Сравнение)

  • Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.

(Метафора)

  1.  Цифровой диктант.

            Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными ошибочными. Если вы согласны – ставьте 1, если нет – 0.

            Верно ли утверждение, что:

  • Союзы что, как, ежели, потому что, будто – подчинительные?                     1
  • Определительные придаточные не отвечают на вопрос чей.                            0
  • Предложение – это синтаксическая единица.                                                     1
  • Союз однако – подчинительный.                                                                         0
  • [       ], (если…)  - схема СПП с придаточными обстоятельственными

условия.                                                                                                                    1

  • Придаточные обстоятельственные цели отвечают на вопросы зачем?           

с какой целью? для чего?                                                                                       1

  • Предикативные части в сложноподчиненном предложении

связываются только при помощи подчинительных союзов или

союзных слов.                                                                                                         0

  1. Проверка домашнего задания.

3.1. Упражнение № 175. Построение учащимся схем предложений на доске, выборочная проверка  предложений (фронтальный опрос).

  1. Индивидуальное задание (2-м учащимся) проверяется во время «мозгового штурма».
  2. Введение в тему урока.

4.1. «Мозговой штурм» (актуализация знаний).

            Подготовка к ЕГЭ (работа на перспективу).

- На экране даны предложения, они «перепутаны».

  Ваша задача – собрать текст и выбрать верный вариант ответа.

А) Третьяков был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

Б) Художественная  галерея носит имя П.М. Третьякова (27 декабря 1832 г. – 16 декабря 1898 г), мецената, российского предпринимателя, собирателя произведений отечественного изобразительного искусства, так как он был основателем этой галереи.

В) Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М. Третьякова.

Г) Третьяков свято верил, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях».

Д) Он был человеком деловым, и дело его процветало.

  1. А, Б, В, Г, Д.
  2. В, Б, А, Д, Г.
  3. В, А, Г, Д, Б.
  4. В, Б, Г, А, Д.
  5.   Лексическая работа + историческая справка (индивидуальная исследовательская мини-работа).

Вопрос классу:

- А знаете ли вы значение слова «меценат»?

            Двое учащихся предварительно получил задание: провести небольшую исследовательскую работу, найти информацию о происхождении этого слова и сведения о П.М. Третьякове.

  1. Сообщения учащихся.

- А сейчас вернёмся к предложениям, из которых мы создали текст, и найдем среди них сложноподчинённые  предложения. Сколько их, назовите.

            (их 3: Б, В, Г).

- Составьте схемы этих предложений, определите вид придаточных.

- Сравните их со схемами на доске.

- Какое из этих 3 предложений вызвало у вас трудности в определении вида придаточных?  О каком придаточном (судя по вопросам) мы ещё не говорили на уроках, не знакомились подробно с ним?

            (предложение Б)

            - Используя откопированную таблицу в справочнике, найдите вид придаточного.

(придаточное обстоятельственное причины).

- Значит, с каким видом придаточных предложений мы будем с вами сегодня знакомиться?

- Попробуйте сформулировать  тему урока.

Ответы учащихся:

(СПП с придаточными обстоятельственными причины).

4.4. Целеполагание.

- А какие цели мы поставили перед собой?

Учащиеся пытаются сформулировать цели урока.

- А для чего мы ставим такие цели?

Ответы учащихся:

(Мы учимся анализировать, синтезировать, учимся правильно, грамотно строить свою речь, используя сложноподчиненные предложения. Так как придаточные причины тесно связаны с придаточными следствия, то мы их изучаем вместе.)

V. Объяснение нового материала через объяснения самих учащихся (по аналогии со структурой предложений с другими придаточными, изученными ранее).

5.1. По аналогии с предыдущими схемами постройте (покажите структуру) схему СПП с придаточным обстоятельственным причины, используя таблицу в справочнике.

5.2. Работа с учебником § 20, стр. 111 (разбираем примеры предложений, данные в рубрике «Возьмите на заметку»).

- Остановим свое внимание на связи придаточных причины и следствия. 

Закрепление.

                               6.1.  Работа в группах.

            - А теперь, ребята, обратимся к тестам и работать будем в группах. Группы с консультантами займите свои места.

            (Учащиеся переходят, меняются местами. На партах задания, отпечатанные из ГИА.)

            - Определите вид придаточных, предварительно начертив схему. Даны 5 предложений, разбираем первые 3, остальные – на следующем уроке.

            Поставьте цифры возле предложений, соотнеся их с буквами возле кратких характеристик, которые записаны на доске.

            2          А. СПП с придаточным места

1          Б. СПП с придаточным следствия

5          В. СПП с придаточными условия и изъяснительным

4          Г. СПП с придаточным определительным

3          Д. СПП с придаточным определительным         

            - Работа в группах закончена, все занимаем свои места.

                        6.2. Подготовка к ГИА.

            - На экране даны 3 предложения. В каждом из них определите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью.

            Учащийся пишет цифры ответов на доске.

1 – 1

2 – 2, 3

3 – 2

- Скажите, а что помогает нам правильно ставить знаки препинания?

(Помогает знание строения предложений и умение строить схемы СПП).

                        6.3. Схематический диктант (3 предложения).

Учитель диктует предложения, учащиеся чертят схемы в тетради, на доске.

  • Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.  (Л.Н. Толстой).

VII. Итоги урока. Рефлексия.

Оцени свою работу на уроке:

  1. Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой?
  2. Вы считаете, что научились определять придаточные причины и следствия?
  3. Вы считаете, что этот урок помог вам в развитии вашего словарного запаса и формировании речевых навыков?

VIII. Домашнее задание.

На оценку «5» - мини-сочинение «Как вы понимаете слова Третьякова, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях»?

На оценку «4» - придумать 5 предложений со значением придаточных причины и следствия.

На оценку «3» - упр. № 181.

Всем учить теорию (строение схем) по справочнику.

IХ. Создание ситуации успеха.

Оптимистичный настрой на следующий урок.

- Ну, и чтобы мы ушли с урока с хорошим настроением,  давайте скажем друг другу приятные слова. Я начинаю, вы заканчиваете мою мысль:

1) Мы достигли учебных целей, потому что на уроке хорошо понимали друг друга.

2) Урок получился интересным, потому что мы активно работали.

3) Хорошее настроение нам обеспечено, потому что у нас всё будет хорошо.

4) А если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.         

            Если останется время, синтаксический разбор предложений (2) из теста, по которому работали в группах.

****************************************************

Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

оборудование: учебник, раздаточный материал.

тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Повторение. Актуализация опорных знаний

1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1.  Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго,  звонишь, новый каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, составить договор, столяр, начал  смеяться, начала, партер. (карточки)

2. Найдите словосочетания со связью «управление»:     (доска)

a)Доволен успехами;

б) управлять автомобилем,

в) читать лежа,

г) характерные черты,

д) стена из кирпича.

3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)

  1. Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.
  2. Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
  3. У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)
  4. В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)

4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)

- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

1)  Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где, куда, откуда):    

2)  Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда, пока, лишь, только):   

3)  Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если, коли (устар.):   

4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):

5)  Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):  

6)  Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя):  

III. Постановка целей и задач урока.

- С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).

- Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).

Работа с таблицей.

Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.

- Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).

- Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. [Зной все увеличивался], (так что становилось тяжело дышать).  [ ], (так что ).

2. [Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть всё).  [ ], ( так что).

Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.

(Бастион – крепостное военное укрепление.)

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

(доска) Сравните:

 Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; 

 Он  оделся  так,  что мороз  ему  не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например: (карточка)

  1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.
  2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.
  3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.

(доска)

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.

2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.

3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.

V. Закрепление нового материала

Упр. 187 устно.

1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия.  (1, 4, 6, 7) мальчики

2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными.    (4 5 6) девочки

У доски –  синтаксический разбор предложения. (Маша)

[Воздух становился так редок], (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).

Вопросы ученикам:

  1. С какими видами придаточных познакомились?
  2. Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?
  3. На какой вопрос они отвечают?
  4. Какими союзами они прикрепляются к главному?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица

2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)

І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.

1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=1PG9fTub21E

http://infourok.ru/material.html?mid=9925

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/22/slozhnopodchinennye-predlozheniya-s-pridatochnymi

http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/9_klass/slozhnopodchinjonnye_predlozhenija_s_pridatochnymi_obstojatelstvennymi_prichiny_i_sledstvija/86-1-0-29288

Файлы