9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения (часть 2)
9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения (часть 2)
Комментарии преподавателя
Цели урока:
I. Познавательные:
- повторить опознавательные признаки СПП;
- продолжить знакомство со строением и значением СПП на примере СПП с придаточными изъяснительными;
II. Практические:
- совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
- учить опознавать СПП с придаточными определительными и изъяснительными среди других СПП;
- формировать умение строить СПП;
Задачи урока:
Обучающая – закрепить полученные знания о СПП с придаточными определительными, первоначальное умение строить СПП с придаточными изъяснительными.
Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения.
Тип урока – комбинированный с элементами исследовательской деятельности.
Оборудование:
- карточки с дидактическим материалом; - компьютер; - мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Мотивация.
Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
Вопросы (появляются по щелчку)
- О каких предложениях пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как Н.М.Шанский своей цитатой подсказал нам необходимость изучения СПП?
II. Повторение.
1.Задание: заполните кластер недостающими компонентами (распечатка)
2.Проверка (коллективная работа)
3.Проверка домашнего задания.
Сформулируйте определение СПП с придаточным определительным в форме СПП с придаточным определительным.
Сформулируйте определение СПП с придаточным определительным в форме синонимичной конструкции с причастным оборотом.
4.Готовимся к ГИА. Проверка практических навыков.
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался.
Ответ: 3,4
2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.
Ответ: 3,7
5.Оценка деятельности данного этапа урока.
- насколько хорошо вы знаете материал о СПП с придаточными определительными, какие трудности испытываете?
III. Усвоение нового материала.
1.Вопрос: В чем особенность этого предложения?
Древние римляне утверждали: “Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться”.
- Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью.
Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться”.
- Какое это предложение? найдите главное и придаточное. На какой вопрос отвечает придаточное?
Мы будем сегодня говорить о таких предложениях.
2.Проведите исследование: проанализируйте предложения. Что у них общего?
1.Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев.(В.Арсеньев)
2.Он знал, что основа всего – нравственность. (Ф.Достоевский)
3.Только теперь мы заметили, где находились. (Г.Федосеев)
4.Важно было то, что его никто не заметил. (М.Горький)
Вывод: такие предложения называются СПП с придаточным изъяснительными.(по щелчку)
- У одного из предложений есть особенность. Какая особенность и в каком предложении?
3.Оформите результаты исследования в таблице, воспользовавшись §.11 и энциклопедией.
Ключевые слова |
Цель |
Результат |
Отвечают |
Установить вопросы |
|
Присоединяются |
Определить средства связи |
|
Находится |
Узнать, какое место занимают |
|
Поясняет |
Выяснить, какое слово поясняют |
|
Указательное слово |
Узнать, может ли быть указательное слово |
|
4. Проверка (коллективная работа)
- дайте полный ответ по теме «СПП с придаточными изъяснительными»
IV. Закрепление.
1.Задание: Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
1.Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? 2. Именно потому Пушкин – поэт действительности. 3.Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. 4. Это его чудесное свойство, которое понял Белинский.
2.Блиц-опрос: верите ли вы, что…
1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главном предложении сложноподчиненного предложения. (ДА)
2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению только при помощи союзов. (НЕТ)
3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой.(ДА)
4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь. (ДА)
V. Подведем итоги. Рефлексия
МЫ - повторили….. - познакомились….. - установили….. - встретились с трудностями….. - будем работать над……
VI.Домашнее задание:
- п.11,
- упр. 109
- определить по словарю лексическое значение слов «результат» и «эффект».
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=g83GZdqf-Nk
http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/9_klass/slozhnopodchinennye_predlozhenija_s_pridatochnymi_izjasnitelnymi/86-1-0-10447