11 класс. Геометрия. Тела вращения. Сфера и шар.
11 класс. Геометрия. Тела вращения. Сфера и шар.
Комментарии преподавателя
Задача №1
Условие: шар радиуса 25 дм пересечен плоскостью, находящейся на расстоянии 24 дм от центра. Найти площадь сечения (рис. 1).
Рис. 1. Иллюстрация к задаче 1 и 2
Дано:
Решение:
(рис. 1. – центр шара, – центр круга, который является сечением). Пусть – произвольная точка на окружности сечения. – радиус шара.
Рассмотрим треугольник . По теореме Пифагора:
, тогда ;
Площадь сечения равна:
Ответ: площадь сечения равна .
Задача №2
Условие: расстояние от центра шара до секущей его плоскости равно 2 см. Площадь сечения шара плоскостью равна 16 см2. Найти радиус этого шара.
Дано:
см2
Решение:
Смотри рис. 1.
(рис. 1. – центр шара, – центр круга, который является сечением).
Пусть – произвольная точка на окружности сечения.
– радиус шара, – радиус сечения.
Площадь сечения равна:
, тогда .
Рассмотрим треугольник . По теореме Пифагора:
, тогда
.
Ответ: радиус шара равен см.
Задача №3
Условие. Стороны треугольника касаются сферы радиуса 5 см. Найти расстояние от центра сферы до плоскости , если , , (рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к задаче 3
Решение
Зная радиус сферы, нужно найти расстояние от центра до плоскости. Для этого достаточно найти радиус окружности, полученной в сечении сферы плоскостью. Тогда из прямоугольного треугольника ( – центр сферы, – центр окружности сечения, – точка на этой окружности) мы сможем найти искомое расстояние.
Найдем радиус окружности сечения. Она является вписанной для треугольника . Воспользуемся формулой: . Тогда ;
– полупериметр.
Найдем площадь треугольника по формуле Герона:
.
Соответственно:
Найдем расстояние от центра сферы до плоскости.
Искомое расстояние – это катет треугольника с гипотенузой 5 и другим катетом 4. Тогда легко показать, что .
Ответ: расстояние от центра сферы до плоскости равно 3 см.
Задача №4
Условие. Все стороны ромба, диагонали которого равны 15 см и 20 см, касаются сферы радиуса 10 см. Найти расстояние от центра сферы до плоскости ромба.
Рис. 3. Иллюстрация к задаче 4 |
Рис. 4. Иллюстрация к задаче 4 |
Рис. 5. Иллюстрация к задаче 4 |
Решение. Рассмотрим сечение сферы плоскостью ромба. Это окружность, которая вписана в ромб. Найдем ее радиус (рис. 3).
Очевидно, это будет половина высоты ромба. То есть это высота прямоугольного треугольника с катетами 10 и 7,5. По теореме Пифагора гипотенуза, то есть сторона ромба, равна
Тогда высота треугольника (рис. 4) равна .
По теореме Пифагора найдем искомое расстояние от центра до плоскости (рис. 5). Имеем треугольник, подобный «египетскому» треугольнику, то есть недостающий катет его равен 8.
Ответ: расстояние от центра сферы до плоскости ромба равно 8 см.
Задача №5
Условие. Радиус сферы равен 112 см. Точка, лежащая на касательной плоскости к сфере, удалена от точки касания на 15 см. Найти расстояние от данной точки до ближайшей к ней точки сферы.
Рис. 6. Иллюстрация к задаче 5 |
Рис. 7. Иллюстрация к задаче 5 |
Рис. 8. Иллюстрация к задаче 5 |
Решение. Пусть центр сферы – точка , точка касания – точка , а данная точка – . Тогда , (рис. 6).
Пусть пересекает сферу в точке . Тогда точка – искомая точка (рис. 7). Докажем, что оно наименьшее.
Пусть точка (отличная от ) (рис. 8) на сфере такова, что . Тогда . Но по неравенству треугольника. Значит, – искомое.
Рассмотрим треугольник . По теореме Пифагора:
Тогда .
Ответ: расстояние равно 1 см.
Более сложная задача
Условие. Через точку сферы радиуса провели две плоскости, одна из которых касается сферы, а другая наклонена к первой под углом . Найти длину окружности сечения сферы второй плоскостью (рис. 9).
Рис. 9. Иллюстрация к задаче |
Рис. 10. Иллюстрация к задаче |
Рис. 11. Иллюстрация к задаче |
Решение. Очевидно, нужно найти радиус искомого сечения. Пусть – центр сферы, – точка, через которую провели две плоскости, – центр окружности сечения (рис. 10).
Заметим, что угол равен 90 градусам. Действительно, по теореме перпендикулярен касательной плоскости, а значит, и любой прямой в данной плоскости, в частности прямой (рис. 11).
Соответственно, угол .
Рассмотрим треугольник (прямоугольный). По определению косинуса, . А тогда длина окружности равна
Ответ:
Заключение
На данном уроке мы применили полученные теоретические знания по теме: «Сфера и шар» на практике. Решили несколько задач на эту тему.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/11-klass/btela-vraweniya-b/reshenie-zadach-po-teme-sfera-shar
http://www.youtube.com/watch?v=oz3JcU08s3s
http://www.youtube.com/watch?v=Cvd2WaW681s
http://www.youtube.com/watch?v=Xek1eJh5P3k
https://www.youtube.com/watch?v=wg9Bas4DEbA
http://pedsovet.su/matem/45950_sfera_shar
http://gdz-matem.ru/11class/201-63-sfera.html