Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )
Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )
Комментарии преподавателя
Урок в 6 классе по теме "Общеупотребительные слова. Термины".
Цель: 1) Прививать умение и навыки правильно и аргументированию отвечать на вопросы, подбирать слова определенной лексической группы и видеть их роль в текстах.
2) Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы, расширять их лексический кругозор.
Ход урока: І – работа в группах, индивидуальная
1) Проверка домашнего задания. Прямое и переносное значение слова упр 9 стр 30. Прочитать, озаглавить текст.
2) Творческий диктант (записать значения слова).
ІІ. Составить кластер на тему: «Осень»
Назвать прямое и переносное знание слова написанное на кластере.
ІІІ. Новая тема:
Общеупотребительные слова. Термины. В русском языке есть много слов, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. (черный, белый, дерево, поле, хлеб, воздух, вода) – это слова общеупотребительные.
Но виды деятельности людей разнообразные: они учат, лечат, создают машины, одежду, и слова, которые употребляются в коллективе объединенные одной специальностью называются профессиональными: у музыкантов- гамма, аккорд, вокал, у столяров – стамеска , зубило. Каждая специальность располагают своими профессиональными словами, и всё же слова которые они употребляют называют общеупотребительными словами среди профессиональной лексики. Особую группу составляют термины. Они обозначают научные понятия.Терминология – всего лишь язык, который только поначалу кажется чуждым, но привыкнув, привяжетесь.Первые помощники в понимании терминов терминологические словари. Они бывают одноязычные, двуязычные, многоязычные. Распространенные двуязычные терминологические языки.
Приведем пример: знаете ли вы значение стул. (да) (предмет мебели).
А тул – нет такого слова, значит слово должно означать предмет, действие, признак, смысл.
IV. Упражнение для закрепления.
Упражнение 5 Стр 34.
Выписать термины и понятия связанные с лингвистической наукой.
1) Математика Грамматика
Квадрат Спряжение
Прямоугольник словообразование
Вычитание корень слова
Гипотеза
V. Игра «Угадай-ка» (разминка)
Ответы: Да, нет
1) Листопад – появление на деревьях осенних листьев (да, нет (падение листьев ))
2) Дождь – Атмосферные осадки в виде водяных капель (да. нет)
3) Роща – большой еловый лес (да, нет) (небольшой смешанный лес).
4) Паутина – сеть из тонких клейких нитей. (да, нет)
5) Осинник – гриб который растет под осиной. (да, нет) (осиновый лес)
VI. Продолжить работу о терминах.
Упражнение 4 стр 33. Прочитать текст выполнить задания к нему.
Словарная работа.
VII. Разгадать многозначность слов, отразить в рисунках.
а) шляпка - …. (гвоздя, гриба, девочки)
б) дремлет- …. (река, девочка )
в) золотая - …. (цепочка, рожь, руки)
г) Иголка -…. (ежа, хвойная)
VIII. О каком явлении говорится в стихотворении «Что делают часы?»
«Говорят: часы спешат
Говорят: часы стоят
Говорят: часы идут
Мы смотрели с Мишкой вместе
А часы стоят на месте » (в стихотворении говорится такое явление как прямое и переносное)
IX. Работа по карточкам.
X. Конкурс загадок, пословиц.
І. Домашнее задание:
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.