Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )
Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )
Комментарии преподавателя
Русский язык. 6 класс. Тема урока "Профессионализмы"
Цели:
1) Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребления, со способами обозначения их в толковых словарях;
2) Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профессиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;
3) Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
Страница 28, упражнение 65.
-
Мотивация. Словарно-орфографическая работа.
Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова - такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся.
У меня на доске записаны слова
Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.
Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237.
-Все ли значения слов вам понятны?
- Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).
-Действительно, эти слова ограничены в употреблении.
-Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?
-Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами. А почему вы догадались?
Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы, учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.
-А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах?- стр....
3. Чтение параграфа (стр...).
- Что вы узнали о профессионализмах?
-
Закрепление.
-
Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами.
-
Итак, сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.
3. Выполнение упр.... на стр... В чем комичность рисунка?
-Что означают общеупотребительные слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника).
-Люди, каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник).
Физминутка.
-
Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.
-
Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
-
Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
-
Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
-
Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
-
Работа с текстом.
-Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.
«Ещё раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет никак не получается, то пропустите его, а вот глиссандо всё-таки постарайтесь отработать!»
-Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что подслушали?
(Ответы: первый — музыкант, возможно, дирижёр ансамбля, разговаривающий с гитаристом; второй — моряк, вероятно, на парусном судне).
-По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальных профессий?
- Как называются эти слова?
- Понятно ли вам значение?
Вывод: Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные.
-Для чего автор использует профессионализмы в своем тексте?
V. Итоги урока.
Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы.
-Что вы узнали сегодня о профессиональных словах? (Используются в речи людей определенных профессий).
-К какой лексике они относятся? (К необщеупотребительной).
VI. Домашнее задание.
1.Страница .., упражнение ...
2. Составьте словарик профессиональных слов, которыми пользуются ваши родители в своей работе.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.