Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )

Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )

Комментарии преподавателя

Урок русского языка в 6-м классе "Что такое диалектизмы?"

 


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы;
  • развивать умение наблюдать лингвистический материал;
  • самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;
  • развивать творческую интуицию; умение работать в паре;
  • формировать исследовательские навыки работы с лингвистическими словарями и научно-популярной литературой;
  • учить лингвистическому анализу художественного текста;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Урок, посвященный диалектизмам, начинается с рассказа учителя.

В повести Виктора Астафьева “Последний поклон” есть такие строчки:

“Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стрежнем, селезнем, зерлом, стрелкой, струной и еще как-то, не вспомню. Но слова – это все какие – одно другого звучнее.”

Нельзя не соглашаться с писателем. Слова действительно звучные и – более того – яркие, образные, точные.

Учитель. Найдите словарные статьи, объясняющие значение этих слов.

Дети. Слова селезень, стрелка, струна в словарях есть, но то значение, с которым использует их писатель – “середина реки, стремнина”, в них не указано. Слово зерло вообще отсутствует.

Учитель. Почему слово зерло отсутствует в распространенных толковых словарях русского языка? Почему в них не указано то значение слов селезень, стрелка, струна, с которым в приведенном тексте употребляет их писатель? Прочитайте еще один отрывок писателя Астафьева “Последний поклон”. Какие слова вам не совсем понятны?

“Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тиликанье колокольцев. За заплотом нашего двора, над навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я курицу в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жалице снесут.”

Дети. Поскотина, ботало, заплот, стайка, жалица.

Учитель. Попробуем их объяснить, что нам в этом поможет?

Дети. Мы можем догадываться лишь по общему содержанию текста.

Поскотина – это “место, где пасется скот”; ботало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”; заплот – “забор возле дома”; стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”; жалица – “крапива”.

Учитель. Нам пришлось догадываться о значении таких слов потому, что слова эти не являются общерусскими, их употребляют жители той или иной местности. Они называются местными или диалектами. Запишите в тетрадях тему урока: “Что такое диалектизмы?” Прочитайте, что записано про диалектизмы в учебнике. Какова роль местных говоров в русском языке?

Дети. Они обогащают русский литературный язык. Делают его ярким, самобытным, точным.

Учитель. Множество наименований одних и тех же предметов, явлений, действий, признаков в разных местностях свидетельствую о богатстве и своеобразии языка. Писатель Федор Абрамов так определил роль слова, речи:

“На севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная была пронизана многоцветным краснословьем, будь ли то обычная бытовая речь, … то ли песни и сказки, то ли забористые частушки”.

А как же иначе? Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова? Писатель – вологжанин – Василий Белов замечает в книге “Лад”:

“Что значит для народной жизни слово вообще?... Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было хранителем памяти и залогом будущего”.

Учитель. Происхождение и значение диалектизмов В.И. Даль нередко объяснял, подбирая к ним однокоренные слова. Попробуем и мы сделать это, выполняя упражнение ... (Самостоятельная работа учащихся. Проверка: дети по цепочке читают по одному слову, объясняя значения диалектизмов и придуманные предложения).

Учитель. “Собрать, запечатлеть, изучить” — этой нелегкой, но очень важной работе можно посвятить целую жизнь, как это сделал автор известного словаря Владимир Иванович Даль. Послушайте сообщение наших исследователей-биографов об этом человеке.

Выступают два ученика, подготовивших рассказ о В.И.Дале.

Учитель. Синтаксическая минутка: начертить схемы предложений, списав предложение с доски, обозначив орфограммы.

Даль – автор “Толкового словаря великорусского языка”. Он всю жизнь собирал и составлял свой словарь. Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадками по вариантам).

Учитель. По-разному именуются одни и те же предметы в разных местностях. На столах — карточки с отрывками из литературных произведений. Задание – найти диалектные слова-синонимы, выписать их в тетрадь.

“Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники…”

(М.Ю.Лермонтов “Тростник”)

Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах. Стебель куги полон воздушных ячеек.

(К. Паустовский “Мещерская сторона”)

Дремлет чуткий камыш.
Тишь – безлюдье вокруг,
Чуть примнется тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

(И.С. Никитин “Утро”)

Тростник – куга – камыш. Эти слова обозначают явления природы.

Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно,
Серебристый иней
Запушил окно…

(И.С. Никитин “Утро”)

Так гулко, морозно и ясно, что до зимней дороги нельзя дотронуться: снег визжит. Мороз по нашим местам редкий – за сорок пять. Давит к земле, окна за ночь в доме так обледенели, что стали мохнатыми. В пазах, в углах и дверных проемах появились “зайчики” изморози или, как у нас вятских, принято говорить – закуржавело. Мерзлый скрип тяжело нагруженных саней, повизгивание снега под полозом, хруст снега под копытами лошадей. От куржака все лошади сделались одинаковой масти — седые.

(А.Черноусов)

Учитель. Какие слова выписали?

Дети. Иней, куржак, куржевень.

Учитель. Какое слово общерусское?

Дети. Иней.

Учитель. Какое слово употребляется у нас, в Сибири?

Дети. Куржак.

Учитель. Сейчас мы с вами поиграем: я буду называть диалектные слова, если вы слышали какое-то из них в нашей местности – хлопайте в ладоши.

Учитель читает синонимичные диалектные слова:

  • Ветры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк, осенник, хиус, поветерь.
  • Изгородь: городьба, горожа, огород, заплот, тын, осторокол, плетень.
  • Жилой дом: изба, хата, курень.
  • Чердак: подволока, гора, горнице, потолок.
  • Красная смородина: киселна, киселица, кислица, княженка, команец.
  • Луга: покос, пожня, полой, елай.
  • Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье.
  • Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод, заколье.

Учитель. Составьте с этими словами предложение. (Проверка: учащиеся читают вслух предложения). Вы убедились, что диалектизмы — очень интересный пласт русской лексики. Я думаю, что теперь вы будете внимательнее прислушиваться к русской речи нашей родной Хакасии.

Земля родная, край родной…

Это прежде всего те места, где начиналась наша жизнь, где проходит или проходило наше детство. Вслушайтесь в слова поэта Николая Рыленкова, которые в книге “Сказка моего детства” (М, 1976) пишет:

“Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живет
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такового слова не было и нет,
В нем пенье струй я слышу родниковых
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты.
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.”

Вы можете выступить в роли ученых и исследователей. Поговорите с родными и соседями.

1. Запишите на словарные карточки диалектные слова.

2. Ответьте на вопросы:

  1. Какое из следующих слов употребляется в нашей Хакасии (очень, дюже, порато…)?
  2. Определите, оканье или аканье характерно для нашей местности, о или а произносится в безударных слогах таких, например, слов, как вода, гора, столы, город, пошли, просил, огород.
  3. Твердое или мягкое [Т] произносится в окончании глаголов третьего лица? Несет или несеть, несут или несуть, живут или живуть?
  4. Какие пословицы и поговорки наиболее характерны для нашей местности?

Вы можете выбрать для ответа весь перечень вопросов, он будет оценен на “5”. Если выберете вопросы под буквами а, b, c – оценка “4”. Это и будет вашим домашним заданием.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.