Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )

Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )

Комментарии преподавателя

Открытый урок по теме «Лексика и фразеология» (6 класс)

 

Цели урока:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными  на предыдущих уроках по темам: «Лексика и фразеология»;

-обобщить материал как систему знаний;

-развивать мышление; умение классифицировать;

-развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

-развивать познавательный интерес;

-развивать умение объяснять особенности фразеологизмов;

-подбирать фразеологизм по данной теме

 

Тип урока: обобщение пройденного материала

Вид урока: урок-игра

Оборудование: компьютер, проектор, технологическая карта, словари.

 

 

 

 

Ход урока

I Организационный момент

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получиться!

 

 

Играют 2 команды ( класс предварительно разделен), название команд «Лексиконики» и «Фразеологисты». (название соответствует теме урока)

 

 

II Создание проблемной ситуауции.

Смотрим видео(понятие фразеологизма, значение трех фразеологизмов). Ребята, какой можно сделать вывод по поводу увиденного? (не все знают, что такое фразеологизм, их значение). А как вы думаете, почему некоторые ребята не ответили на вопросы (мало читают и т.д.) Вот сегодня мы с вами немного поиграем, чтобы не попадать в такие ситуации, как данные ребята.

 

Тема на слайде 1 Урок-игра «Лексика и фразеология»

Совместная постановка цели урока

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на данном уроке? (будем играть, обобщать, вспоминать и т. д.)

-А каким способом удачнее это сделать? (посоревноваться друг с другом)

 

Представление команд капитанами (название, девиз)

 

Слайд 2

Итак, не будем бить баклуши,

Вы засучите рукава.

Задание приготовьтесь слушать,

Чтоб не шла кругом голова.

 

III Актуализация опорных знаний

Слайд 3 Лексика с точки зрения сферы употребления (давайте вспомним все эти понятия). Жаргоны, диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова.

 

Слайд 4 Итак, Устаревшие слова забывать нельзя. Существуют даже словари «Устаревших слов». Сейчас командам задание!!!! Показать на портрете неизвестного мужчины (уч-ся выдается материал) указанные части тела. Материал сдать жюри. Проверка с помощью слайда 5

 

Ребята, вы заметили, что задание, которое вы выполняли я напечатала на компьютере. Без компьютера в наше время жизнь невозможна. А слышали ли вы понятие компьютерная жаргонная лексика? (да) Что вы можете сказать по этому поводу? (активно развивается) Вы видите перед собой слова книжной лексики жаргонизмов.( Слайд 6), укажите их соответствия:

Компьютер-копм

Мышь-мышка

Монитор-ящик

Диск без информации-болванка

Оперативная память-оперативка

Клавиатура-клава

Системный блок-системник

Помимо компьютерного сленга, жаргоны делятся на различные тематические группы:

-наименование людей по профессии. Назовите эти фразеологизмы(мент, училка, водила);

-наименование людей по родству(маманя, браток, предки, пахан, сеструха);

-состояния, оценка (клево, супер, классно, ништяк)

 

Сценка

Вот сейчас внучок и бабуля покажут нам сценку. Итак, какие слова нам встретились в данной сценке (диалектизмы)Сейчас деалектные слова употребляются редко. Я думаю вы знаете куда заглянуть если нужно будет. (словарь).А какой пометой обозначаются диалектизмы( областное)

 

Конкурс капитанов

Давайте пофантазируем и определим профессии, которые  скрыты  в  словах- профессионализмах:

Если   употребляются  слова:
а)  фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, то это — ... ;
б)  локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, то  это — ... ;
в)  каюта, якорь, корма, иллюминатор, то  это — ... ;
г)  трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, то это — ... .

д) судья, кодекс, адвокат, обжалование, прокурор, свидетель, то это -…

е) крестьяне, воевода, реформа, феодализм, помещик, рабовладелец, то это –

ж) кларнет, романс, скрипка, нота, опера, то  это-…

з) снаряд, десант, патрон, штаб, батальон, то  это-…

Д л я  с п р а в о к: шофер, машинист, моряк, строитель, юрист, историк,музыкант,военный.

 

Динамическая пауза (Слайд 7)

Ребята, в ногах правды нет, занимайте свои места. Скажите, что необычного было в нашей паузе? (зачитывала фразеологизмы)

-А что мы называем фразеологизмом? (Слайд 8)

-А вот вам лингвистическя задачка. Попробуйте ее решить.

 

Мальчик услышал, что пришедшая в гости пожилая женщина собаку съела в каком-то деле. Он испугался и спрятал от нее свою собачку.

-Как вы поняли данную задачу? Что значит собаку съела? Замените фразеологизм одним словом «прилагательным»(опытная в чем-то)

Ребята, а я ведь не зря вспомнила собаку. Собака друг человека.

 

Давайте выполним следующее задание. (слайд 9)   «Зоофразеологизмы».

 

- Ребята,  вы  получили  картинки  животных  и  птиц,  назовите  фразеологизмы,  в  которых  встречаются  эти  животные  и  птицы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

Бык: сказка  про  белого  бычка, как  красный   цвет на  быка, взять  быка  за  рога

Белка: крутится, как  белка  в  колесе

Воробей: стреляный  воробей

Волк: волк  в  овечьей  шкуре, и  волки  сыты, и  овцы  целы

Ворона: белая  ворона

Гусь: гусь  лапчатый, как  с  гуся  вода, гусиные  лапки

Гоголь: ходить гоголем

Белуга: реветь  белугой

Заяц: ехать  зайцем, за  двумя  зайцами  погнаться

Змея: змея  подколодная

Кот: купить  кота  в  мешке,  чёрная  кошка  пробежала, а  Васька  слушает  да  ест

Конь: конь  не  валялся, дарёному  коню  в  зубы  не  смотрят, троянский  конь

Крокодил: крокодильи  слёзы

Курица: курам  на смех, куры  денег  не  клюют, мокрая  курица, писать,  как  курица  лапой

Медведь: медвежья  услуга,  медведь  на  ухо  наступил

Лиса: лиса Патрикеевна

Мартышка: мартышкин  труд, мартышка  и  очки

Собака: собачий  холод, вот  где  собака  зарыта, собаку  съел

Петух: кукушка  хвалит  петуха  за  то,  что  хвалит  он  кукушку

Свинья: подложить  свинью, не  метать  бисер  перед  свиньями

Рыба: биться,  как  рыба  об  лёд, чувствовать  себя, как  рыба  в  воде

Червяк: заморить  червячка

Слон: раздуть  из  мухи  слона

Муха: какая  муха  укусила

 

 

 

Многие фразеологизмы можно заменить одним словом, давайте в следующем задании «Фразеологизмы наши-слова ваши» (слайд 11) попробуем это сделать. Записать сначала в технологических картах, потом проверим. (слайд 12 показать)

 

- Найдите  подходящие  слова  и  впишите  в  таблицу (по вертикали)

 

 

 

1   с

2   х

3  г

4  с

5   о

6   г

7  о

8   о

9  п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

я

я

 

я

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

  1. Человек, который  тише  воды, ниже  травы.
  2. Чувствовать  себя  как  рыба  в воде.
  3. Повесить  нос.
  4. Выходить  из  себя.
  5. Надуть  губы.
  6. Задирать  нос.
  7. Кривить  душой.
  8. Падать  духом.
  9. Спустя  рукава.

Ответы: (1- скромный, 2- хорошо, 3 – грустить, 4-сердиться, 5 – обидеться,

                6 – гордиться, 7 – обманывать, 8 – отчаяться, 9 – плохо).

 

Справились с заданием. Молодцы!

Кроме того что фразеологизмы можно заменять одним словом, они еще бывают в иллюстрациях. Давайте посмотрим на эти иллюстрации, и дадим объяснение каждому фразеологизму .Ребята, а эти фразеологизмы приготовили для вас ученики 6 «Б» класса, попробуйте и их отгадать?( как с гуся вода, отложить в долгий ящик, глаза разбегаются, пуп земли, греть уши, чесать язык, писать как курица лапой, вешать лапшу на уши, скатертью дорожка, сквозь землю провалиться, внести свою лепту, пускать пыль в глаза)

 

-А где  еще встречаются фразеологизмы?( в тексте). Каждой команде раздается текст. (слайд с текстом на экране, слайд 14)

Кто больше найдет  фразеологизмов в тексте? Коллективная работа.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что

ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

 

                                                                          ( По Э.А. Вартаньяну)

 

 

-А еще фразеологизмы бывают в загадках

 

                                 «Кто  быстрее…»

Задание: отгадайте  фразеологические  загадки

  1. Его  вешают, приходя  в  уныние; его задирают, зазнаваясь; его  всюду  суют.  (нос)
  2. Не  цветы, вянут; не  ладоши, а  ими хлопают; не  бельё, а  их  развешивают.  (уши)
  3. Он  в  голове  у  легкомысленного  человека; его  советуют  искать  в  поле. (ветер)
  4. Ее  заваривают, затевая  какое-нибудь  неприятное  дело; она  в  голове  у  путаника, ее  не  сваришь с  тем, с  кем  трудно  сговориться. (каша)
  5. Его  проглатывают, не  желая  говорить; он  хорошо  подвешен  у  человека, который  говорит  легко  и  бойко; за  него  тянут  или  дергают, заставляя  высказаться. (язык)
  6. Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. Ее набирают в рот, когда молчат. Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.(вода)

 

IV Итог урока

Все ли наши цели выполнили мы?

Все ли у нас получилось?

Какой совет мы дадим ребятам, которые не ответили на вопросы в нашем видео?

На технологическую карту приклейте стикеры красные -понравился урок, синие не понравился урок.

 

V Д/З Составить кроссворд из 10 вопросов на тему «Лексика» и «Фразеология».

 

  • Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.   Молодцы!

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.